История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)

1. Социально-экономическая характеристика средневекового общества.

1. В средние века (V — XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

Падение Западной Римской империи (476) привело к возникновению новых варварских государств, крушению рабовладельческих отношений, кризису культуры. Упадок городов привел к упадку школы: античное образование на Западе, за редким исключением, перестало существовать.

Западная часть Римской империи не сохранила своего единства. На ее месте со временем возникли новые государства — Италия, Германия, Франция, Испания и Британия, а римский народ, когда-то покоривший весь мир, исчезнет, растворится в новых народах. Молодые германские племена создадут Германию, скандинавские страны, Австрию. Часть германских племен сольется со старыми народами, когда-то подвластными Риму: готы — с испанскими племенами, и появится испанцы и Испания, франки — с галлами, и возникнет Франция, англы и саксы перемешаются с кельтами и бриттами и скандинавами, осевшими на Британских островах, — так в мировую историю войдет народ, который теперь называют англичанами.

Вместе с гибелью древней культуры исчезла и языческая религия. На смену ей пришло христианство. Новую религию признали как в Византии, так и германские племена, захватившие всю Западную Европу. Сначала все христианские общины были равными, затем общины стали выделяться. Самыми влиятельными были римские общины. Тех, кто руководил общинами, называли епископами, то есть надзиратели. Римского епископа стали называть — папа — верховный отец всех христиан. Ему подчинялись все короли и императоры. В руках Папы Римского была сосредоточена духовная и светская власть. Постепенно вся Западная Европа попала в зависимость от Рима.

Руководители церкви в Константинополе не захотели повиноваться Папе Римскому. Они не приняли его верховного духовенства. В результате чего произошел раскол церкви на католическую (Римскую) и православную (Константинопольскую) в 1054 году.

К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии — доблесть, духовенства — благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.

 

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)