История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)

В своих педагогических размышлениях Монтень критиковал зарождающуюся новую школу, выступая не с консервативных позиций, а, стремясь раскрыть таящиеся в ней опасности, исходя из природы человека.

Европейскую славу и признание снискали философские и педагогические идеи Эразма Дезидерия Роттердамского (1467 — 1536) и Томаса Мора (1478 — 1535).

Эразм Дезидерий Роттердамский — нидерландский писатель, богослов, ученый-гуманист эпохи Возрождения. Родился в Роттердаме. Будучи незаконнорожденным, в зрелые годы взял себе фамилию Дезидерий, что в переводе значит желанный. Рано оставшись сиротой, он поступил в монастырь, и долгое время был священником.

Эразм побывал во многих университетах, в совершенстве овладел греческим и латинским языками. В Швейцарии, в Базеле он занимался книгоиздательской деятельностью — издавал свои философские трактаты и труды древнегреческих и древнеримских философов.

В своем сатирическом произведении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки средневекового общества — невежество, тщеславие, лицемерие. В своих трудах высказывал мысли о свободе вероисповедания, признавал природное равенство людей. Эразма называли самым выдающимся умом своего времени. Эразм Роттердамский был дружен с Томасом Мором. Они познакомились в Оксфордском университете, когда в нем учился Мор, а Эразм приезжал в университет слушать лекции.

Эразм Роттердамский творил в самых разных областях. Основные его работы, посвященные вопросам воспитания: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Способ писать письма», «О благовоспитанности детей» и др.

В педагогике и философии он выступал как христианский гуманист. Рассуждая на педагогические темы, он высказал свои основополагающие идеи, где определил необходимость обязательного сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, раскрыл принцип активности воспитанника, выступал против всякого насилия и войн.

Одним из первых в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека. Считал, что вне воспитания развитие ребенка невозможно и вся дальнейшая жизнь человека определяется воспитанием, полученным в раннем детстве.

Эразм Роттердамский выступил на защиту детства. Был убежден, что ребенок имеет право на правильное воспитание, а внутренний мир ребенка — это божественный мир, и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по всюду.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)