История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)

Дородовое общество делилось на три основные возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда (активные и трудоспособные члены общины); пожилые и старики не участвующие в активной трудовой жизни общества. За каждой возрастной группой были закреплены особые правила поведения, права и обязанности.

Ребенок изначально попадал в общую группу сверстников, где под присмотром пожилых членов общины приобретал первый социальный опыт и трудовые навыки. Несмотря на то, что дети в дородовой общине строго подчинялись требованиям старших и интересам рода, они пользовались достаточной свободой и самостоятельностью. Наказания использовались крайне редко. Детям предоставлялась возможность на собственном опыте убедиться в истинности или ложности выдвинутых идей и познакомиться с различными сторонами общественной жизни.

Расширение трудового опыта людей, появление на определенном этапе развития человеческого общества скотоводства, земледелия, ремесел, что привело естественным образом к усложнению процесса воспитания, которое приобрело в родовой общине более многосторонний и планомерный характер. Именно в родовой общине возникла объективная необходимость в организованном воспитании, которое стало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Родовая община поручила воспитание подрастающего поколения пожилым, наиболее опытным членам общины. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и нравственного воспитания, с правилами религиозного культа, обучали простейшему письму.

Вхождение молодых людей во взрослую жизнь сопровождалось особыми торжественными испытаниями, «посвящениями» или инициациями, во время которых проверялось умение переносить боль, лишения, проявлять храбрость и выносливость. Эти испытания проводились публично в присутствии старейшин рода и носили нравственную, религиозную и сексуально-этическую направленность.

В IX — VIII тыс. до н. э. в ряде регионов мира, в частности Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение и растет дифференциация труда, усложняется социальная структура общества. В период разложения первобытного общества основной социальной ячейкой становится моногамная семья. С появлением семьи и семейного воспитания значительно увеличивается период детства. Забота, уход, а также воспитание младенца в первые годы жизни закреплялось за матерью. Данные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание приобретает планомерный и многосторонний характер, становится сословно-семейным.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)