История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)

Под влиянием философской греческой традиции Сенека, как и Сократ, считал, что познание человеком самого себя есть путь его самосовершенствования. Поэтому педагогика, по его мнению, должна пребывать в теснейшей связи с этикой и ставить своей целью «направление учащегося по пути морального совершенствования в согласии с основными целями стоического мировоззрения».

Еще одним крупным мыслителем Древнего Рима был Плутарх (ок. 45 — ок. 127 гг. н. э.). Вслед за Сенекой и Цицероном он с особым мнением отнесся к вопросам воспитания и обучения в семье. Он считал, что необходимо воспитывать детей, избегая жестоких наказаний, а матерям не следует отдавать детей на воспитание кормилиц, а самостоятельно воспитывать своих собственных детей. По его мнению, бить ребенка означало «поднимать руку на святыню».

В конце I в. до н. э. Римская республика стала империей. Возросла роль государства в социальной и политической жизни общества, в судьбе отдельного человека. Усилилось значение школьного образования — школа все более определяла лицо римской культуры. По мере того, как рос разрыв между сформировавшейся в эпоху республики системой ценностей и социальной реальностью империи, содержание школьного образования становилось все более условным.

Попытку преодолеть тенденцию к оскудению гуманистического содержания образования во второй половине I в. н. э. предпринял Марк Фабий Квинтилиан (35 — 96 гг. н. э.) теоретик римского воспитания, преподаватель риторики римской школы. Адвокат и оратор Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского наследия. В обширном сочинении «О воспитании оратора», состоящем из 12 книг, он систематизировал заимствованные из Греции педагогические идеи и дополнил их целым рядом указаний. Это сочинение было высоко оценено гуманистами эпохи Возрождения. Из 12 книг трактата наиболее известны две: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении».

После нескольких лет адвокатской деятельности Квинтилиан занялся обучением юношей красноречию. Открыл в Риме собственную риторическую школу, которая вскоре стала государственной. Он стал первым учителем, получавшим жалованье из императорской казны. Школа имела огромный успех. Особое внимание в школе уделялось тщательности обучения ораторов и основательности широкого общего образования.

Размышляя о природе человека, Квинтилиан выказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не отрицая, однако, и дурных свойств, данных от природы. Побороть дурные наклонности он считал, может воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан утверждал, что воспитание должно формировать свободного человека. Дети — «драгоценный сосуд», с которым надо обходиться бережно и уважительно, призывал он.

Целью воспитания Квинтилиан рассматривал наилучшую подготовку к исполнению гражданских обязанностей.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)