История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)

Начальное образование (с 7 до 13 — 14 лет) мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско» — я учу или поучающий). В школу ребенка сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «pais» (paidos) — дитя и «ago» — веду) дословно поводырь.

Существует предположение, согласно которому, раб, выполнявший функцию сопровождающего, ни к какой другой работе в хозяйстве был не пригоден и поэтому, кроме как отвести ребенка в школу ему ничего не поручали. Однако, это всего лишь предположение.

В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста назывались мусическими школами. Обычно школьники посещали оба типа школ одновременно.

Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 13 — 14 лет, когда мальчики поступали в гимнастическую школу — палестру (школу борьбы). В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела. Здесь в течение двух лет ученики интенсивно занимались пятиборьем, которое включало в себя: (плавание, бег, прыжки, метание копья и диска, плавание).

Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения — гимнасии. В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 — 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов.

Завершалось образование афинских юношей 18 — 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет молодые люди изучали военное ремесло: строительство укреплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и пр.

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно, Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Черты спартанской системы будут повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных государств.

В свою очередь, установки афинского воспитания в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)