Специальная педагогика. Лекция 4

ЗАДАЧИ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ


Одна из самых главных и неотложных задач на современном этапе развития российского общества — разработка и внедрение отсутствующей системы раннего выделения нарушений в развитии ребенка. На сегодняшний день вопросы ранней диагностики физических и психических дефектов у детей решает медицинский персонал родильного дома и районной детской поликлиники.

На современном этапе развития общества и системы образования в целом необходима реформа системы специального образования. На новом этапе эта система должна включать:

1) изменение временных границ начала специального образования (от первых месяцев жизни до четырех — семи лет);

2) максимально раннюю диагностику нарушений развития у ребенка;

3) сокращение интервала между моментами определения нарушений в развитии ребенка и моментом начала целенаправленной коррекционной помощи;

4) обязательное включение родителей (или лиц, их заменяющих) в коррекционный процесс при условии выявления положительных сторон семьи и активизации положительного результата в дальнейшем, благоприятный психологический климат в семье благотворно влияет на формирование ребенка и преодоление психологических комплексов;

5) разработку необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических приемов, методов и средств обучения детей с отклонениями.

Одна из основных задач современной специальной психологии и педагогики — создание отсутствующей на современном уровне системы раннего выявления и ранней комплексной помощи в развитии ребенка.

В поиске эффективного решения сложившейся проблемы большую роль сыграло переосмысление на новом уровне трудов выдающегося психолога Л. С. Выготского и его учеников. Проведенные учеными исследования и эксперименты доказали, что в случае грамотной организации эффективной ранней помощи можно предупредить появление вторичных отклонений в развитии и обеспечить в дальнейшем возможность включения в процесс образования на более раннем возрастном этапе, включения аномальных детей в процессы общения и успешной интеграции их в обществе.

Диагностика отклонений в развитии детей должна носить обязательный комплексный характер; в противном случае снижается эффективность дальнейшего коррекционного воздействия на состояние ребенка. В случае, если сведения, собранные врачом при обследовании ребенка в раннем возрасте, дополняются лабораторными исследованиями (компьютерная томография, энцефалограмма, рентгенография черепа и др.), при системе ранней помощи возникает возможность более четкого выделения и выяснения существующей клинической картины заболевания ребенка, состояния его умственного, психического и физического развития и возможность предупреждения дальнейших отклонений в развитии.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4