Специальная педагогика. Лекция 3

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ АУТИЗМЕ


При аутизме, как ни при каком другом психическом заболевании, очень важна своевременная квалифицированная помощь. В противном  случае ребенок вне зависимости от речевого  и интеллектуального потенциала становится тяжелым инвалидом практически на всю жизнь.

Впервые системы помощи больным аутизмом начали формироваться в США в середине I XX в. Затем подобные разработки появились ' и в Западной Европе. На сегодняшний день  российские ученые эффективно работают в этом направлении.

Методические подходы к коррекции РДА , в странах мира многообразны, но на практике  наиболее успешно зарекомендовали себя так называемое оперантное обучение и программа ТЕАССН.

Оперантное обучение получило широкое распространение в США, Норвегии и ряде арабских стран. Это метод предлагает создание внешних условий, направленных на формирование  желаемого поведения в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, формировании навыков речи, овладении учебными предметами и производственными навыками.  Как правило, обучение по этой программе проводится индивидуально. Эффективность метода достаточно высока, но полученные навыки  с трудом переносятся в другие условия, и желаемый уровень приспособления больных к жизни  в обществе чаще всего не достигается.

Программа ТЕАССН во многих штатах США считается государственной и распространена в крупных государствах мира. Эта программа построена на том принципе, что особенности психики больного аутизмом ребенка затрудняют или делают невозможной адаптацию к окружающему миру. По мнению сторонников и разработчиков этой программы, основные усилия должны направляться не на адаптацию ребенка к окружающей действительности, а на создание соответствующих его особенностям условий существования. В основе методик программы ТЕАССН лежит структурирование пространства и времени и опора на визуализацию. Как показало время, эта программа, не обеспечивая высокого уровня адаптации к реальности, позволяет довольно в быстрые сроки достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с тяжелыми случаями аутизма.

По причине серьезного нарушения речи при аутизме коррекционно-педагогическая помощь направлена на исправления следующих характерных нарушений: отсутствия речи вообще, повторения слов и фраз за другим человеком спустя некоторое время, отсутствия обращений, нарушения правильного произношения звуков, искажения грамматического построения фраз, большого количества слов-штампов — попугайности речи.

До настоящего времени не разработана методика, эффективно корректирующая все тяжелые проявления при аутизме.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 3