Специальная педагогика. Лекция 2

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СУРДОПЕДАГОГИКИ


Сурдопедагогика — отрасль специальной  педагогики, которая занимается вопросами изучения нарушений слуха. Субъектом изучения этой науки являются слабослышащие и глухие. Термин «сурдопедагогика» произошел от слова  «surdus», что в переводе с латинского означает , «глухота».

Слух имеет большое значение в развитии  личности. Любое нарушение слуха влечет за собой вторичные нарушения — нарушение речи,  психики и другие, а также нарушения второго, третьего и даже более высоких уровней порядка, что создает препятствия в процессе адаптации и социализации личности в обществе. В возрасте от рождения до трех лет происходит  основное формирование моторных навыков,  познавательной способности ребенка, развитие ' интеллектуальной сферы и органов восприятия.  Современная наука находится на таком уровне развития, что способна выявить нарушения слуха даже у новорожденного ребенка.

Своевременная диагностика и применение ранней коррекционной помощи позволяют максимально компенсировать существующий недостаток и предупредить (или смягчить) вероятные дальнейшие нарушения в психофизическом развитии ребенка.

Согласно статистическим данным по всему  миру количество людей, имеющих нарушения  слуха в такой степени, что нарушается процесс  социализации личности в целом, постепенно  растет. Эти статистические данные касаются как детской возрастной группы, так и категории лиц пожилого возраста. Специалистами-сурдопедагогами установлено, что существует определенная зависимость между возрастом и видами нарушения.

Сегодня сурдопедагогика ставит перед собой ряд задач, направленных на образование личности с нарушениями слуха:

1) изучение особенностей развития личности, имеющей нарушения слуха, в тесном сотрудничестве со смежными дисциплинами, такими как медицина, педагогика, психология, социология и др.;

2) разработка и совершенствование существующих программ, направленных на диагностирование и оказание ранней коррекционной помощи детям с нарушениями слуха;

3) разработка и внедрение новых методов и приемов обучения лиц, имеющих нарушения слуховой деятельности, а также усовершенствование уже существующих;

4) осуществление образовательной деятельности для лиц с нарушениями слуха с учетом особенностей их нарушения и применением специализированных методик, совершенствование части существующей системы специального образования, связанной с изучением нарушений слуха;

5) усовершенствование технических средств, способствующих компенсации и коррекции утраченной и нарушенной функции слуха, и т.д.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 2