Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕ­ТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Теория и методика музыкального воспитания детей — одна из учебных дисциплин, осваиваемых на факультетах дошкольного воспитания педа­гогических ВУЗов, готовящих специалистов в области дошкольной педа­гогики и психологии.

Содержание курса теории и методики музыкального воспитания опи­рается, прежде всего, на эстетику, раскрывающую сущность музы­кального искусства и особенности художественно-образного освоения мира; музыкознание — науку о музыке, рассматривающую её в теоретиче­ском и историческом плане как особую форму художественного познания; музыкальную психологию — науку, изучающую развитие музыкаль­ности, музыкальной одаренности; а также на музыкальную социологию — исследующую конкретные формы существования музыки в обществе. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.

Рассмотрим более подробно некоторые теоретические основы, кото­рые определяют содержание теории и методики музыкального воспита­ния детей.

Эстетика как наука является методологической основой эстетиче­ского, а, следовательно, и музыкального воспитания.

Эстетический способ познания мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты и нравственности». В процессе труда зародилось и ис­кусство.

Искусство — это специфическая форма отображения действительности в художественных образах. Художественный образ, в самом широком значении, есть субъективная картина объективного мира. Поэтому, про­изведения искусства не зеркальное отображение жизни. Через изображе­ние типичных явлений, человеческих характеров, их столкновений, явле­ний природы художник создаёт художественную картину мира, которая богаче, ярче реальной, так как художественные образы создаются всегда через призму мировоззрения их творца: художника, композитора, писате­ля. Они несут в себе мысли и чувства автора. Вот почему произведения искусства благодаря единству своего содержания и формы так глубоко и сильно воздействуют и на сознание, и на эмоциональное восприятие че­ловека.

В музыке образ создается неповторимым сочетанием средств музы­кальной выразительности.

Музыкознание имеет два основных направления: историческое (все­общая история музыки, музыка различных стран и народов, музыкальная литература и т. д.) и теоретическое, которое распадается на ряд взаимо­связанных дисциплин: общая теория музыки, гармония, полифония, уче­ние о музыкальных формах, музыкальная педагогика и т. д.

Музыкально-исторические знания освещают пути развития музыкального искусства на разных этапах развития истории. При изучении музыкальной литературы характеризуются не только творчество и произведения отдельных композиторов, но и музыкальная культура отдельных эпох, изучается народное творчество, решается проблемный подход к изучению различных стилей, видов и жанров музыкального искусства.

В теоретическом направлении музыкознания, в рамках музыкальной педагогики выделяется музыкальное исполнительство: вокальное и инструментальное. Каждый из этих видов имеет свои традиции, разновидно­сти, методы освоения.

Музыкальная психология рассматривает вопросы, связанные с приро­дой музыкальных способностей, способами и особенностями их развития в музыкальной деятельности, возможностями диагностики на разных воз­растных этапах.

Таким образом, дана краткая характеристика лишь тех наук, которые, находясь в тесной связи с курсом, раскрывают и обосновывают его спе­цифику.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)