Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.)

8.2. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНСТРУИРОВАНИИ, ЛЕПКЕ, РИСОВАНИИ

 

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ре­бенка об окружающем мире и развития детского изобразительного твор­чества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятель­ностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой про­стор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно исполь­зование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для пе­редачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения ри­сующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая прие­мами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои за­мыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования пред­ставляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, аква­рельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными воз­можностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовы­вается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линей­ное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания ри­сунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашива­нии рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна, а не от контура. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы тру­доемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобрази­тельные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закра­шивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возмож­ность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидно­стью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материа­лом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.). Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, тре­бующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сги­бает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также уп­рощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за дру­гом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применять в детских играх. Детям 5-7 лет дос­тупна лепка рельефная, связанная главным образом с выполнением декора­тивных работ (лепка и украшение декоративных пластин, посуды и т. д.).

Основное место на занятиях лепкой занимает глина как наиболее пла­стичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздейст­вию руки даже ребенка 2-3 лет. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время.

Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания и в то же время в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая непри­ятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в ос­новном вне групповых занятий.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложны­ми формами различных предметов, части и силуэты которых они выре­зывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует боль­шой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют дета­ли, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических пред­ставлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками про­стейших геометрических форм, получают представление о пространст­венном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваи­ваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изобра­жении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, рит­ма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем воз­расте при распределении элементов декоративного узора.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации ра­боты, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства боль­шое значение для создания композиции имеет последовательность при­крепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем летали: в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, засло­няемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Вы­полнение аппликативных изображений способствует развитию мускула­туры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами. Правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование из различных материалов больше других видов изо­бразительно деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно ис­пользуются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строи­тельного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и дру­гих материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представле­ния о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизме­нения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям про­явить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Для конструктивных работ, как правило, используются готовые фор­мы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее пред­ставить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него гото­вые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соеди­нять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять рас­краску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя.

Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связа­ны между собой. Эта различных видов связь осуществляется, прежде все­го, через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов — изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если до­школьники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сю­жетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимым для этой работы изо­бразительными и техническими приемами — умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными ма­териалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскост­ной формой круга. В рисовании создается линейный контур.

Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тща­тельно продумать, использование какого материала позволит детям бы­стро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.)