курсы егэ по русскому языку курсы егэ по математике курсы егэ по английскому языку курсы егэ по химии курсы егэ по биологии курсы егэ по обществознанию курсы егэ по истории курсы егэ по физике курсы егэ по информатике курсы егэ по географии курсы егэ по литературе подготовка к огэ по русскому языку подготовка к огэ по математике подготовка к огэ по английскому языку подготовка к огэ по химии подготовка к огэ по биологии подготовка к огэ по обществознанию подготовка к огэ по истории подготовка к огэ по физике подготовка к огэ по информатике подготовка к огэ по географии подготовка к егэ подготовка к егэ 2017 подготовка к егэ репетитор подготовка к егэ и гиа подготовка к егэ в спб

Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эф­фективное средство для этого - изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, и осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навы­ками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.

Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой облас­ти человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.

Специфика детского творчества состоит в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин не может (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.). Тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъек­тивное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизне­деятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность - это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и на­клеивая, ребёнок создаёт нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъ­ективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений, который ребёнок самостоятельно усвоить не может. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобрази­тельный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

В. Н. Шацкая подчёркивала: «Мы его (детское художественное твор­чество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания ско­рее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как соз­дание объективных художественных ценностей».

Е. А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнка окружающей действи­тельности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое по­строено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребёнка опыт твор­ческой деятельности, определяет такие ее черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

-способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей до­ школьного возраста в изобразительной деятельности.

Психолого- педагогические наблюдения за процессом детского худо­жественного творчества показывают, создание изображения ребёнок час­то сопровождает речью. Он называет воспроизводимые предметы, объяс­няет поступки персонажей, описывает свои действия. Это позволяет ре­бёнку понимать и выделять качества изображаемого, планировать свои действия, учиться устанавливать их последовательность.

Разнообразные чувства, которые испытывает ребёнок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, значимы для психического развития его личности.

Анализ положений отечественных учёных о детском творчестве и многолетние исследования Т. С. Комаровой позволили вывести опреде­ление детского творчества.

Художественное творчество детей дошкольного возраста - это созда­ние ребёнком значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта (рисунок, лепка и т. д.); дополнение к уже известным ранее не использованных деталям, по-новому характеризующим создаваемый об­раз; придумывание новых сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всём. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов решения изобразительной задачи.

Необходимо целенаправленное обучение художественному творчест­ву и создание условий для полноценного эстетического развития и фор­мирования художественно-эстетических способностей детей дошкольно­го возраста.

Условия:

- приоритетное внимание должно быть уделено игре, продуктивным видам деятельности, в том числе театрализованной, музыкальной;

- содержание образования должно быть интересным для детей, стро­иться на основе интеграции видов искусства, формировать художест­венно-творческие способности, использования разнообразных мето­дов и приёмов работы с детьми в этом направлении;

- необходимо создавать художественную эстетическую среду вместе с детьми;

- включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приёмы и ситуации;

- во всём должна присутствовать вариативность, т. е. использование разнообразных форм, средств и методов обучения, материалов и обо­рудования для работы детей;

- создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях и родителями в семье;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей;

- воспитатель должен быть творческой личностью и обеспечивать сво­боду в реализации замысла каждого ребёнка;

- использование регионального материала в ознакомлении детей до­школьного возраста с изобразительным искусством.

В творческой деятельности ребёнка следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

1. Возникновение и оформление замысла.

2. Процесс создания художественного образа.

3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.

 

You are here: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.)