Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.)

5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

 

Основной формой систематического обучения детей физическим уп­ражнениям является физкультурное занятие.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культу­ры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, обра­зовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигатель­ных навыков, воспитание физических качеств, всестороннее развитие личности.

Содержание занятий составляют физические упражнения, обуслов­ленные программой для каждой возрастной группы. Структура занятий заключается в последовательном выполнении детьми физических упраж­нений. Она определяется поставленными задачами и особенностями ра­ботоспособности нервной системы.

Занятие состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части - органи­зовать детей на занятие и функционально подготовить организм к более высоким нагрузкам в основной части. Для этого используют — строевые и общеразвивающие упражнения, беговые и прыжковые, упражнения на формирование правильной осанки, координационные движения. Задача основной части занятия — это решение главных образовательных задач: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств. Подбор упражнений обуславливается развитием основных видов движе­ний (бег, прыжки, лазание, метание), включением упражнений с предме­тами, подвижной игрой, комплексов ритмической гимнастики, эстафет. В заключительной части решение задач связано со снижением физиче­ской нагрузки и приведением функциональных показателей к исходному уровню. Это может быть малоподвижная игра, хоровод, игровые задания, фигурная маршировка, ходьба с песней.

Чтобы создать условия для удобного и многократного повторения движений, педагог использует разные способы организации детей в зави­симости от задач занятия, размеров помещения, наличия оборудования.

При фронтальном способе все дети выполняют упражнения одновре­менно. Этот способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Воспитатель имеет возможность индивидуализировать нагрузку для от­дельных детей, оказывать помощь.

Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражне­ния сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают. В начале обучения, когда воспитатель должен контролировать действия каждого, упражнения выполняются сменами по 2-3 чело­века.

Групповой способ. Воспитатель распределяет детей на 3-4 подгруппы. Одна под наблюдением воспитателя разучивает новое упражнение, на­пример, лазание, остальные самостоятельно выполняют знакомые уп­ражнения. Затем дети меняются местами. Групповой способ дает воз­можность разучивать новые упражнения с небольшим количеством де­тей, индивидуально работать с отдельными детьми, способствует разви­тию самостоятельности.

Поточный способ. Все дети выполняют движения «потоком», когда один ребенок еще не закончил выполнять задание, а другой уже присту­пил к нему. Этим способом пользуются, когда у детей имеются достаточ­ные двигательные умения.

Предусматривая определенный способ организации детей, воспита­тель продумывает также ритмическое сопровождение: бубен, магнито­фон, видеозапись, использование музыкального сопровождения. При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку, чтобы не допустить детского травматизма. Особого внимания требуют такие упражнения, как лазание, прыжки с разбега, упражнения на равно­весие и с элементами акробатики.

Утренняя гимнастика в ДОУ рассматривается как элемент двигатель­ного режима детей. Систематическое проведение ее под руководством воспитателя воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям. Значение гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает пере­ход от сна к бодрствованию. Выполнение физических упражнений уси­ливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей нервной системы.

Подбор упражнений в комплексе предусматривает повышение жизнедеятельности организма путем постепенного вовлечения основных групп мышц в интенсивную работу, их развитие и укрепление в целях воспитания правильной осанки.

Содержание каждого комплекса составляют упражнения, располо­женные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в ин­тенсивную работу различных групп мышц.

Гимнастика также, как и физкультурное занятие, состоит из трех час­тей: подготовительной: она начинается с ходьбы и легкого бега, прыж­ковых упражнений, упражнений на осанку и строевых упражнений; ос­новной — выполняется комплекс упражнений, состоящий из 10-12 физи­ческих упражнений; заключительной — ходьба, фигурная маршировка, ходьба с песней. Продолжительность гимнастики определяется возрас­тной группой: от 5 до 15 минут. В младших группах воспитатель объяс­няет, показывает и выполняет вместе с детьми упражнения, в старших — дети по объяснению и показу воспитателя могут самостоятельно выпол­нять упражнения.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.)