Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.)

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Физическое воспитание представляет собой воспитательно-образователь­ный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому про­цессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направлен­ность деятельности воспитателя и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий). В то же время физическое воспита­ние имеет свои специфические особенности, которые отличают его от дру­гих видов воспитания. Прежде всего — это процесс, протекающий по законо­мерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном по типовой программе, т. е. по классической форме организа­ции обучения. И вместе с тем все чаще имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физиче­ской культуры. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как впервые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармониче­ского физического развития.

Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, органи­зации оздоровительной работы с детьми.

Целью физического воспитания является подготовка к жизни, труду, формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспи­тательные задачи.

1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья, всестороннее фи­зическое развитие, закаливание организма, обеспечение творческого дол­голетия, совершенствование функций организма, повышение активности и обшей работоспособности.

2. Образовательные задачи: формирование у детей двигательных на­выков и умений, развитие физических качеств, получение дошкольника­ми элементарных знаний о своем организме; роли физических уражне­ний в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоро­вья.

3. Воспитательные задачи: направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

К средствам физического воспитания относятся:

1. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна, ги­гиена одежды, обуви, спортивного инвентаря, площадки), которые составляют обязательное условие для решения задач физического воспитания.

2. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают поло­жительное влияние физических упражнений на организм и повыша­ют работоспособность человека. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости его к повышенной и пониженной температуре, в результате чего упражня­ется терморегулирующий аппарат, который приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения внешней сре­ды.

3. Физические упражнения — основное специфическое средство физи­ческого воспитания, оказывающее на человека многостороннее воз­действие. Они используются для решения образовательных, оздоро­вительных и воспитательных задач физического воспитания: содей­ствуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, а также являются средством лечения многих заболеваний.

 

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.)