Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система профессионального образования включает в себя три ступени: начальное профессиональное образование (училища, лицеи), среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи), высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии).

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на баз среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.

В контексте гуманистической парадигмы существенно изменяются функции образования: от сообщения, репродуцирования суммы систематизированных знаний — к конструированию знаний; от навязывания знаний к пробуждению интереса к ним; от «образования на всю жизнь» к образованию как базе дальнейшего непрерывного совершенствования; от тезиса «знание — сила» — к тезису «познание — сила». Приобретение профессии не может рассматриваться как «овладение» профессиональными знаниями технологическими навыками пусть даже на высшем уровне квалификации.

Профессиональное образование должно рассматриваться как «вхождение» профессию, идентификация себя с профессией, «встраивание» своей личности, индивидуальности в сферу профессиональной деятельности. По мнению специалистов, сегодня нет готового профессионального знания и совокупности трудовых умений, вооружившись которыми можно стать классным специалистом на всю жизнь. Пришло время рассматривать про­фессиональное образование как процесс и результат всестороннего позна­ния человеком сущности профессиональной деятельности, осознанный выбор личностью адекватного ее способностям, интересам, потребностям направления самореализации и саморазвития в той или иной профессио­нальной сфере с как можно большей пользой для себя и общества. Новая парадигма образования ориентирована не на производство, а на личность.

Особое значение сегодня приобретает непрерывное образование, ко­торое, в конечном счете, обеспечивает систематическую, целенаправлен­ную деятельность личности по получению, совершенствованию знаний, умений, навыков как в любых видах общих и специальных учебных заве­дений, так и путем самообразования.

К основным тенденциям изменения, развития профессионального образования в современных условиях относятся:

- понимание человека как активного субъекта на рынке труда, сво­бодно распоряжающегося своим главным капиталом — квалификацией;

- опережающий характер профессионального образования;

- диверсификация форм и типов образования: возникновение много­ вариантной образовательной системы — создание учебных заведений раз­личного уровня, многоступенчатость, многофункциональность и т. д.;

- использование разнообразных образовательных технологий;

- интеграция учебных заведений в комплексы различного типа;

- гуманитаризация содержания образования, в том числе депрофес­сионализация гуманитарного знания;

- приближение уровня среднего профессионального образования к уровню высшего профессионального образования, возникновение учреж­дений повышенного уровня СПО (колледжи);

- децентрализация в области управления системой СПО, стратегиче­ская линия на создание региональных систем СПО;

- адаптация системы СПО к работе в условиях рыночных отношений, усиление ориентации на удовлетворение потребностей регионов в кадрах и региональное профилирование содержания образовательных программ;

- укрупнение специальностей, по которым ведется подготовка, разра­ботка нового перечня специальностей, специализаций и квалификаций.

Таким образом, цель среднего профессионального образования в аб­страктной формулировке: «... формирование свободного человека, осоз­нанно принимающего профессионально взвешенные решения, выбираю­щего форму, технологию соответствующих действий и поведения, думающего о последствиях своих действий и готового нести за них ответ­ственность» [Г. В. Мухаметзянова].

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)