Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

2.8. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)

 

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспе­чивает научно-организованное воспитание или специально организован­ная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются дви­жущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности вос­питанников; используются положительные влияния общественной и при­родной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздейст­вия внешней среды; достигается единство и согласованность всех соци­альных институтов.

Профессиональное образование сегодня развивается на совершенно новых методологических основаниях, которые в педагогической науке определены как гуманистическая парадигма. Поэтому в образовательном пространстве колледжа важно создать для каждого студента такие усло­вия, чтобы он стал полноценным субъектом своей жизни, своей деятель­ности, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способ­ность к продуктивному диалогу с природой и обществом.

Современное воспитание имеет своей целью гармоничное развитие лич­ности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции (Е. В. Бондаревская и др.) развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных из­менений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уро­вень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармо­нии является стратегическим направлением гуманистического воспитания. Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаи­мосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосознания.

Самость как отражение внутреннего плана развития личности харак­теризует глубину ее индивидуальности. Социумность отражает социаль­ный план ее развития. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, сте­пень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личност­ных качеств. Социумность достигается с помощью адаптации, самоут­верждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореали­зации личности. Гармония самости и социумности характеризует лич­ность с позиции целостности и всесторонности. Гуманистическое воспи­тание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал всесторонне и гармонично развитой личности. Эта цель-идеал дает статическую характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. Дан­ная цель воспитания позволяет осмыслить человека как уникальное явле­ние природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Реализация цели воспитания требует осмысления и по­строения всей воспитательной работы в образовательном учреждении в контексте следующих принципов гуманистического воспитания:

- принцип деятельностного подхода — культура реализует свою функ­цию развития личности только тогда, когда она активизирует, побуждает ее к деятельности; чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечело­веческой и профессиональной культурой;

- принцип личностного подхода — предполагает отношение к студенту как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особен­ностей; данный подход требует того, чтобы и сам воспитанник воспри­нимал себя такой личностью, это и персонализация педагогического взаимодействия;

- принцип полисубъектного подхода — педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление студента к саморазвитию, изуча­ет его активность, создает условия для самодвижения;

- принцип индивидуально-творческого подхода — создание условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих воз­можностей;

- профессионально-этическая взаимоответственность — готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о будущем обществе, соблюдение норм педагогической этики.

Все принципы соподчинены, представляют иерархическую систему.

В педагогической литературе представлены разнообразные по раз­личным основаниям классификации методов воспитания. Так, Н. И. Бол­дырев, Н. К. Гончаров и др. по характеру выделяют такие методы воспи­тания, как убеждение, упражнение, поощрение, наказание. И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражне­ния, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

Формы воспитательной работы связаны со сторонами воспитания и их со­держанием. Проведение олимпиад, научно-практических конференций, орга­низация студенческих научных обществ, выпуск газет, профессиональные конкурсы и клубы направлены на интеллектуальное воспитание и развитие студентов. Нравственное воспитание предполагает проведение часов общения, встречи с творческими людьми, проведение акций, волонтерское движение и т. д. Физическое развитие студентов осуществляется в процессе посещения секций, участия в соревнованиях. Эстетическое воспитание предполагает под­готовку и проведение концертов, участие в театрализованных постановках и посещение театра, работу в кружках и студиях. Таким образом, в воспитатель­ном учреждении создается целостная система воспитания личности студента.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)