Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

2.4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Проблема технологизации педагогического процесса приобретает ак­туальность в связи с необходимостью повышения его эффективности.

Педагогическая технология предполагает «строго научное проек­тирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагоги­ческих процессов» [В. П. Беспалько]. Признаками, определяющими специфику педагогической технологии, служат гарантированность успеха, т. е. достижение цели, научное проектирование, точность вос­произведения проектируемого педагогического процесса.

Технологию можно представить как более или менее жестко запро­граммированный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующий достижение поставленной цели. Технология понимается как алгоритм в обучении, как определенная программа процесса обуче­ния, применение которой ведет к достижению цели — формированию оп­ределенных качеств личности, познавательных умений, способов мыш­ления, определенных отношений и т. д.

Следует отметить, что педагогическая технология — это не дидактика и не частная методика, как дидактико-методическая система, она конкретна и приложима к любому предмету. Педагогические технологии могут раз­личаться по разным основаниям, по целям и задачам, по структурам.

Существенными признаками педагогических технологий являются:

- диагностическое целеобразование, результативность — т. е. гаранти­рованное достижение целей и обеспечение эффективности процесса обу­чения, воспитания;

- экономичность — поиск резерва учебного времени, оптимизация пе­дагогического труда, достижение максимально возможных результатов за более сжатые отрезки времени;

- алгоритмизируемость, проектируемость, целостность — возможность применить описанную технологию различными преподавателями с различ­ными группами учащихся в определенных условиях;

- корректируемость — возможность осуществления оперативной свя­зи, последовательно ориентируемой на четко определенные цели;

-визуализация-использование разнообразной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также разработка и применение оригинальных дидактических средств.

Ядром любой технологии является методика, но традиционные мето­дики слабо опираются на диагностику реальных учебных возможностей учащихся, не принимают во внимание степень влияния разных факторов на результат обучения. Они не рассматривают использование различных средств обучения, не учитывают необходимость оптимизации процессов взаимодействия всех компонентов и участников обучения. Педагогиче­ские технологии, наоборот, включают в себя диагностику, конкретно ад­ресованную методику и средства интенсификации обучения. Методика ориентирована на педагога, технология делает акцент на взаимодействие педагога и студента, она прогнозирует результат, оптимизирует работу. И методика, и диагностика практикоориентированы и алгоритмизированы.

Критериями выбора технологии обучения, по мнению М. И. Махмутова, являются: целевая ориентация, учет специфики содержания, инди­видуализация и дифференциация обучения, готовность педагога к реали­зации технологии, экономичность, материально-техническая обеспечен­ность. Выделенные критерии носят общедидактический характер и при­менимы при выборе в любом типе учебного заведения, однако сами тех­нологии обучения приобретают некоторую специфику в зависимости от типа учебного заведения, в котором они реализуются.

Можно выделить особенности педагогических технологий в средней профессиональной школе.

Первая особенность связана с конкретной спецификой профессио­нального образования и состоит в ориентации технологии на овладение определенной профессией, означающей принятие конкретных дидактиче­ских решений, связанных с получением профессии.

Другая особенность менее общего порядка и обусловлена включением студентов в три основные вида учебной деятельности: теоретическую, лабораторно-практическую и производственно-практическую, роль и место которых определяются спецификой цели подготовки специалиста на соот­ветствующей ступени образования. Это предполагает обоснование и про­ектирование технологий обучения для этих видов учебной деятельности.

Третья особенность тесно связана со второй и состоит в учете специ­фики теоретического обучения, лабораторно-практических работ, произ­водственно-практической деятельности. Так, особенности конкретной технологии теоретического обучения могут быть обусловлены различ­ными видами деятельности, необходимостью приложения знаний на практике. В практическом обучении технология направлена на формиро­вание умений, навыков по выполнению трудовой деятельности, связан­ной с упражнениями в выбранной профессии.

Педагогической наукой и практикой накоплен заметный фонд различ­ных педагогических технологий: модульного, контекстного, проблемного, компьютерного, концентрированного обучения и др. Все они характеризу­ются специфическими целями, направленностью, доминирующим сочета­нием форм, методов и средств обучения и воспитания, системой оценива­ния и контроля. Эффективность этих технологий определяется содержани­ем изучаемого материала, уровнем подготовленности студентов и препода­вателя и другими факторами.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)