Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

2.2. ТИПЫ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА)

Среднее профессиональное образование (СПО) — образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профес­сионального образования, осуществляемое в средних специальных учеб­ных заведениях или иных образовательных учреждениях СПО, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образова­тельным программам.

Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) — образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные програм­мы СПО. Главными задачами ССУЗа являются:

- удовлетворение потребностей личности в получении СПО и квали­фикации в избранной области профессиональной деятельности, в интел­лектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных спе­циалистах со СПО;

- переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;

- распространение знаний среди населения, повышение его общеобра­зовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

Средние специальные учебные заведения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосу­дарственными (частными, общественных и религиозных организаций).

К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

В ССУЗах реализуются два уровня СПО: базовый и повышенный, предполагающие соответственно двухуровневую структуру ССУЗов (техникум, колледж).

Техникум (училище) — основной тип ССУЗа, реализующего профес­сиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Техникум-предприятие (учреждение) — самостоятельное образова­тельное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы СПО и осуществляющее профессиональную деятельность, соответствующую профилю подготовки обучающихся.

Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы СПО по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации.

Основная профессиональная образовательная программа СПО — это документ (комплект документов), определяющий в соответствии с на­стоящим стандартом содержание СПО определенного уровня по кон­кретной специальности.

Образовательные программы СПО могут реализовываться как в кол­леджах, техникумах, так и в других типах образовательных учреждений СПО при наличии соответствующей лицензии.

СПО имеет своей целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении обра­зования на базе основного общего, среднего (полного) общего и началь­ного профессионального образования. Граждане, имеющие среднее (пол­ное) общее или начальное профессиональное образование соответст­вующего профиля, получают СПО по сокращенным ускоренным про­граммам. СПО может быть получено в образовательных учреждениях СПО или на первой ступени образовательных учреждений высшего про­фессионального образования (ВПО). Образовательные учреждения СПО могут реализовать образовательные программы начального профессио­нального образования при наличии соответствующей лицензии.

Лица, имеющие СПО соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Формами освоения профессиональных образовательных программ СПО в образовательных учреждениях являются: очная форма, очно-заочная, заочная, форма семейного образования, самообразования, экс­терната. Допускается сочетание форм получения СПО.

СПО осуществляется в соответствии со стандартом образования. Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочивания базовых требований к содержанию и ка­честву профессионального обучения в различных типах учебных заведе­ний. Наличие стандарта СПО позволяет установить базовый уровень ква­лификации, повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, обеспе­чить конвертируемость профессионального образования внутри государ­ства и за его пределами и т. д. Стандарт профессионального образования может быть: международный, государственный, региональный.

Реализация стандарта осуществляется в учебных планах специально­сти, рабочих программах. Учебный план — государственный нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержа­ние подготовки специалистов, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проведения контроля знаний и умений учащихся.

Таким образом, СПО является неотъемлемой частью системы образо­вания, имеет свои правовые и организационные основы, позволяющие осуществлять профессиональною подготовку специалистов и развиваться как системе.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)