Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

 Термин «культура» в переводе с латинского означает «взращивание», «возделывание». По отношению к человеку — это взращивание, формиро­вание его образа. В процессе образования человек осваивает различные культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры и др.). В этом случае культура — это предпосылка и результат образовав человека.

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие функции.

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способа вхождения человека в мир науки и культуры.

Содержание образования черпается и непрерывно пополняется культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека Образовательная среда, сформированная в школе или в вузе, влияет выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

2. Образование как практика социализации человека и преемственно­сти поколений.

В разных социально-политических условиях (особенно в период ре­форм) образование выступает стабилизирующим фактором между новы­ми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколе­ний, воплотившимися в исторической традиции. Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколе­ния к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ нового человека. Образование как практика социализации человека включает: формирование образа жизни, принятого в обществе; освоение человеком различных форм жизнедея­тельности (образовательной, трудовой, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой); а также развитие духовного потенциала человека для созидания и творчества. Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исторического развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации — система воспитания. Так, на Руси воспитание складывалось как «воспи­тание миром». Именно поэтому в России для воспитательного воздейст­вия на человека часто использовалось общественное мнение. Поэтому теория воспитания в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко под­водила своеобразный итог существующей традиции. Вместе с тем в международных педагогических системах существуют общие черты, которые закладывают основы для интеграции их в мировое образовательное пространство. Например, для европейской цивилизации характерна рациональная логика обучения и воспитания в школе и в вузе.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

В образовательных учреждениях концентрируются высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Общество заинтересовано в производстве образованных граждан, в этом заключается социальная ценность образования для любого государства. В то же время образование имеет и гуманистическую ценность, которая заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей каждого человека. Таким образом, в системе образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно оформленных об­разцов человеческой деятельности

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультур­ные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в соци­альной группе, на производстве, в общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Поэтому смысл образо­вания заключается не только в передаче старшим поколением социально­го опыта, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жиз­ни в пространстве культуры. В связи с этим все отчетливее проявляется зависимость развития отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации их граждан.

5. Образование как функция развития региональных систем и нацио­нальных традиций.

Специфика развития отдельных регионов обусловливает характер об­разования в них. В региональных образовательных системах должны учитываться образовательные запросы различных социокультурных групп населения, В связи с этим наполнение регионального компонента государственного образовательного стандарта будет иметь свою специ­фику для разных регионов страны. Например, для школ Хакасии в регио­нальный компонент включена дисциплина «История и культура Хака­сии», для школ Санкт-Петербурга — «История и культура Санкт-Петербурга».

6. Образование как активный ускоритель культурных перемен и пре­образований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Образование способствует наиболее быстрому развитию общества, а также создает условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовного потенциала. Человек благодаря об­разованию становится способным к самореализации, к проявлению своей индивидуальности и к преобразованию окружающей среды. В этом про­является гуманистическая функция образования.

Реализация выделенных социокультурных функций образования прояв­ляется в деятельности исторически сложившихся образовательных систем. 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)