Курс лекций по дисциплине “Рекламная деятельности”

Тема 2. РЫНОК РЕКЛАМЫ РОССИИ

2.1. Возникновение и особенности рекламного рынка России.

2.2. Правовое регулирование рекламной деятельности в России.

2.3. Кодекс рекламной практики


2.1. Возникновение и особенности рекламного рынка России

Развитие рекламного дела в России относят к X — XI вв., когда русские купцы прибегали к разнообразным приемам предложения своих товаров. Обычно приглашали за определенную плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца. Создателями и исполнителями устной потешной рекламы были коробейники, торговавшие мелким товаром — лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликами и т. п.

Определенный вклад в ранний период формирования средств рекламной деятельности внесли народные картинки — лубки (потешные листы). Постепенно они обогащались надпи­сями, которые становились все более развернутыми и обстоятельными. Они в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях.

В XIX веке получает широкое распространение печатная реклама товаров.

Наряду с коммерческими объявлениями в особый жанр — каталог — выделилась биб­лиографическая реклама.

Широкое распространение получило размещение рекламных плакатов на круглых тумбах, установленных во многих городах. Реклама появилась на конках и трамваях, на улицах возле магазинов и лавок прохожим вручали календари, прейскуранты.

Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро. Широко про­цветала реклама патентованных медицинских препаратов.

После Октябрьской революции 1917 г. содержание и задачи рекламы изменились. Публикация рекламы была объявлена исключительным правом советского правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

После гражданской войны реклама в России получает определенное развитие. Появились рекламные агентства "Рекламтранс", "Связь", "Промреклама", "Мосторгреклама" и др. Бурное развитие рекламы началось во время НЭПа.

Большой вклад в развитие рекламы внесли: В. В. Маяковский, А. М. Родченко, В. Рындин, С. Прокофьев и другие.

Введение фотографии в рекламные плакаты усиливало принцип «Товар-лицом». Фото и шрифт стали главным средством в печатных рекламных изданиях. Изображение товара не просто сопровождалось надписью — они взаимодействовали: шрифт своим внешним видом включался в изображение, становился элементом графической формы.

В 60—70 годы создаются крупные специальные рекламные организации: "Союзтор-греклама", "Росторгреклама", а также коммерческо-рекламные организации it промышленности (при министерствах и ведомствах). Выпускалось свыше 60 специальных рекламных изданий ("Реклама", "Коммерческий вестник", "Московская реклама", "Новые товары", "Панорама", приложения к областным и республиканским газетам). В 1974 г. было выпущено свыше 400 рекламных фильмов, ежедневно передавались радио и телевизионные рекламные программы.

В 1965 г. организуется Главное управление торговой рекламы "Главкоопторгреклама", в функции которого входило методическое, организационное и техническое руководство рекламой в потребительской кооперации, организация изготовления различных средств торговой рекламы.

В 1989 г. "Главкооторгпреклама" преобразуется в Рекламно-издательское производственное объединение "Информреклама", в задачи которого входят производство рекламных средств, оказание комплекса рекламных услуг для организаций потребительской кооперации, методическое руководство организацией рекламной работы и проведение крупных рекламных кампаний.

Всего в потребительской кооперации СССР насчитывалось 30 рекламных комбинатов и агентств, более 200 художественно-оформительских цехов и мастерских.

Общий профессиональный уровень рекламы в нашей стране был низок — рекламные обращения отличались примитивизмом и серостью — типа "Пейте томатный сок", " Пейте советское шампанское", "Летайте самолетами Аэрофлота", расходы на советскую рекламу выделялись в крайне незначительных размерах: 0,04 — 0,05 % от розничного товарооборота (в США они составили 7—8 % объема розничного товарооборота).

Переход к рыночной экономике привел к большим изменениям в организации рекламной деятельности в России. Централизованная рекламная служба министерств и ведомств развалилась — рекламные организации и предприятия были преобразованы в рекламно-информационные агентства и рекламные фирмы и конторы с преимущественно акционерными формами собственности. Сейчас в России количество рекламных агентств перевалило далеко за тысячу и на рекламном рынке вращаются миллиарды рублей.

Рыночная экономика внесла существенные коррективы в формы и содержание рекламной деятельности. Рекламная деятельность становится связующим звеном между производством и потреблением, способствует созданию потребителям условий для свободного выбора торговых и других предприятий, услуг, товаров, что позволяет контролировать продвижение товаров на рынке, создавать и закреплять у покупателя систему прел почтении рекламируемых объектов в условиях насыщения рынка товарами и услугами.

В рекламные средства массовой коммуникации проникает недобросовестная реклама, вводящая потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара, а также такие ее разновидности, как недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама.

Мощное оружие рекламы иностранные фирмы широко и умело используют для завое­вания российского рынка. На телевидении изобилует назойливая реклама зарубежных товаров — от памперсов и холодильников до жвачки.

Многие потребители и сейчас рассматривают рекламу как помеху при просмотре ТВ-программ или чтении газеты. Вызывает негативное отношение малообеспеченных слоев населения реклама элитных и дорогостоящих товаров и т. д.

Своеобразие рекламного рынка в России заключается в его динамике. Границы этого рынка непрерывно расширяются за счет появления новых организаций, предприятий и, соответственно, новых клиентов. Реклама в интересах рынка настойчиво навяз) тает аудитории свои ценности, активно формирует массовое сознание, распространяя и закрепляя нравствен­ный рыночный кодекс и жизненные ориентации ее заказчиков.

Реклама начинает оказывать положительное влияние на рынок: путем организации покупательского спроса она способствует продвижению товаров. В стране начинает формироваться "Русская реклама", которая в отличие от западной не в такой степени подвержена рационализму, прагматизму и бездуховности.

Таким образом, настоящий период развития рекламного дела в России характеризуется резким наплывом яркой и разнообразной рекламной продукции, среди которой оказалось много недобросовестной рекламы, начинает создаваться свой российский рекламный рынок. Растет количество рекламных агентств, фирм, бюро, более качественней становятся предоставляемые ими услуги. Совершенствуются системы правового регулирования рекламного рынка.

Вы здесь: Главная Маркетинг, реклама, PR Курс лекций по дисциплине “Рекламная деятельности”