Лекции по маркетингу. Часть 2


27. Жизненный цикл товара.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл, под которым следует понимать период времени в течении которого товар пользуется спросом на рынке. Различают жизненные циклы отдельных компаний, отдельных моделей товаров в масштабах отрасли (марка автомобиля), конкретного товара. Поскольку спрос представляет динамично развивающуюся величину, то в зависимости от его колебаний в структуре жизненного цикла можно выделить несколько стадий:

· Разработка

· Внедрение товара на рынок

· Рост

· Насыщение

· Спад

Типичный жизненный цикл:

clip_image014 Сбыт и

Прибыль

сбыт

Убытки

и КВ прибыль

Этапы: разработка выведение рост зрелость упадок время

товаров на рынок

1 — разработка товара — все внимание сосредоточенно на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Товар уже существует, но в форме идеи (чертеж, проект). Материального воплощения еще нет. Фирма вкладывает инвестиции в отдельный товар с точки зрения маркетинга инновации вкладывает в дополнительные исследования рынка, рекламу и подготовку производства.

2 — внедрение на рынок: структура п/п на производственную и рыночную поддержку максимально. Поскольку на этой стадии начинается продажа, то основную долю затрат составляют затраты на рекламу (информационная)

И должна быть разнообразной, т.е. потребитель должен вмдеть рекламу в печати, телевизоре, радио. При чем значительное место в рекламных материалах занимают статьи разъяснительного характера и написаны специалистами, известными в данной области, конкуренция минимальная.

3 — рост может и не наступить, если товар не найдет сбыта, то сразу наступает стадия спада. Такая ситуация распространена на рынке и чтобы ее избежать товар обязательно должен обладать свойствами и разрабатываться для разных сегментов рынка. С наступлением роста фирма может несколько (значительно) снизить затраты на рекламу — агрессивный, конкурирующий характер. Если рост ожидается быть значительным, о фирме необходимы дополнительные ресурсы, связанные с покупкой оборудования, производственных площадей, создания дополнительных рабочих мест. Товарный ассортимент включает 2-3 базовых товара, имеет тенденцию расширения. Ценовая стратегия зависит от общей.

4 — зрелось, начало стабилизации продаж товара, где происходит изменение темпа роста продаж, фирма имеет практически полную ассортиментную группу, конкуренция максимальная, стадия зрелости может определяться по смене тенденций в этапе роста.

5 — насыщение — прирост показателей равен 0. Фирма начинает задумываться о сужении товарного ассортимента, который пользуется спросом. Ресурсы направлены на обновление товаров.

6 — спад — является неизбежным на рынке отдельных марок товаров, реклама напоминающего характера и в зависимости от финансовых показателей 3 стратегии.

Вы здесь: Главная Маркетинг, реклама, PR Лекции по маркетингу. Часть 2