Лекция по мотивационному менеджменту — 2.3. Классификация потребностей


2.3. Классификация потребностей

clip_image008

Рис. 2.3. Классификация потребностей

Потребности людей классифицируют по различным признакам (рис. 2.3).

По происхождению потребности бывают естественными и куль­турными.

. В естественных потребностях выражается зависимость челове­ка от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жиз­ни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворе­на в течение определенного времени, человек может погибнуть. Есте­ственные потребности человека имеют общественно-исторический характер.

Культурные потребности отражают зависимость активной дея­тельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.

К объектам культурных потребностей относятся предметы, кото­рые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необхо­димы для культурного и трудового общения с другими людьми, об­щественной жизни человека.

В зависимости от уровня экономического развития, воспитания и усвоения принятых обычаев и традиций человек приобретает раз­личные культурные потребности.

По природе различают потребности первичные и вторичные.

Первичные потребности являются физиологическими и, как прави­ло, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе).

Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различ­ный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.

Различают такие вторичные потребности, которые проявляются в той или иной степени у большинства людей:

• доминантность — стремление контролировать, влиять, направ­лять поведение словом или приказом, стремление отвергать попытки сближения;

• агрессия — стремление словом или действием опозорить, осу­дить, проклясть, унизить;

• поиск дружественных связей — стремление к дружбе, любви, симпатия к другим, желание сблизить людей;

• автономия — бегство от всяческих ограничений, желание осво­бодиться от опеки, режима, порядка, регламентации;

• пассивное повиновение — стремление к пассивному подчине­нию силе, ожидание совета, помощи;

• потребность в уважении со стороны других;

• потребность в достижении — желание преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше, достичь высшего уровня в каком-либо деле;

• потребность быть в центре внимания — желание завоевать
внимание других, удивлять их личными достижениями и качествами;

• потребность в игре — стремление к развлечениям, предпочте­ние игры другой деятельности;

• эгоизм — стремление ставить свои интересы превыше всего, быть довольным собой; чувствительность к унижениям;

• социальность — игнорирование собственных интересов во имя интересов группы, благородство, уступчивость;

• потребность в самозащите — стремление к отстаиванию сво­их прав, защите имиджа;

• потребность в порядке — тенденция к упорядочиванию, акку­ратности, точности;

• потребность избегания опасности — желание исключить опас­ность, стремление к осторожности, уклонению от борьбы;

• потребность в преодолении поражений — желание компенси­ровать прошлые неудачи, потери.

По характеру предмета потребности бывают материальные и духовные.

В материальных потребностях проявляется зависимость челове­ка от предметов материальной культуры (потребность в пище, одеж­де, жилище, предметах быта и т. д.), в духовных — от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры).

Человек испытывает потребности поделиться с другими мыслями и чувствами, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать музыку и т. д. Следует особо выделить духовную потребность человека в общении.

Духовные и материальные потребности неразрывно связаны.

По степени осознания человеком потребности могут быть осоз­нанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потреб­ности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чуввствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероят­ность ее осознания, понимания того,, как ее можно удовлетворить.

По степени важности для человека различают потребности до­минирующие и второстепенные. Первые могут подавлять все ос­тальные и в этой связи определять основные направления поведения и деятельности.

По отнесенности потребностей ко внутренней или внешней сфере развития их классифицируют на индивидуальные, социальные и смешанные (индивидуально-социальные).

Несмотря на разнообразие потребности имеют общие свойства:

• они всегда предметны, т. е. направлены на нечто конкретное;

• им присуще многообразие и способность к развитию;

• большинство из них цикличны, т. е. периодически возникают снова (очень трудно назвать потребность, которую можно удов­летворить раз и навсегда);

• большинство своих потребностей удовлетворяют только с по­мощью определенных предметов.

Вы здесь: Главная Менеджмент Мотивационный менеджмент Лекция по мотивационному менеджменту