Лекция по мотивационному менеджменту — 2.8. Классификация стимулов

2.8. Классификация стимулов

Классифицируют стимулы по различным признакам (рис. 2.5). По субъектам интересов различают три группы тесно взаимосвя­занных стимулов: общественные, коллективные и индивидуальные.

clip_image012

Рис. 2.5. Классификация стимулов

В основе общественного стимулирования лежат интересы об­щества (общегосударственные интересы), призванные поощрять те или иные виды трудовой деятельности, наиболее соответствующие политике государства в различных сферах общественной жизни.

Коллективные стимулы связаны с воздействием на размер до­ходов предприятия, его подразделений, целевых и производственных групп. С развитием рыночных отношений коллективными стимулами все в большей степени становятся цены и прибыль предприятия.

Структура индивидуальных стимулов в целом совпадает со структурой материальных и нематериальных стимулов, которую рас­смотрим далее. Это не случайно, поскольку интересы работника — это осознанные им потребности. Личные стимулы тесно переплете­ны с коллективными и общественными, что отражает взаимодействие соответствующих интересов.

В зависимости от того, на удовлетворение каких потребностей работника направлены стимулы, их делят на материальные и немате­риальные.

Материальные стимулы основаны на имущественных интересах работников; в этой связи различают стимулы денежные и неденеж­ные. К денежным стимулам относятся заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, кредиты на покупку дорогих вещей, ссуды на строительство жилья и другие, к неденежным — условия бытового обслужива­ния на предприятии, санитарно-гигиенические условия, предоставле­ние жилья, путевок на отдых и лечение, организация труда и др.

К нематериальным стимулам относятся воздействия, связанные с социальными, моральными, творческими и другими потребностями работника.

Социальные стимулы связаны со стремлением людей участво­вать в управлении, продвигаться по служебной лестнице, заниматься престижным трудом. Они очень значимы для инициативных, ответ­ственных, честолюбивых сотрудников.

Моральные стимулы связаны с потребностями человека в при­знании и уважении, нравственном одобрении. Они проявляются в та­ких формах, как оценка работы руководителем, устная и письменная благодарность, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др. Роль и значимость мо­ральных стимулов изменяются в зависимости от морального состоя­ния общества в целом и конкретного коллектива в частности.

Творческие стимулы рассчитаны на удовлетворение потребнос­тей работника в творческой самореализации, К ним относятся по­ручение работникам сложных и ответственных творческих заданий, самостоятельный характер работы, возможность самостоятельно пла­нировать порядок выполнения заданий, участвовать в совместном об­суждении проблем подразделения и предприятия.

Социально-психологические стимулы связаны с потребностью в общении. Коллеги по работе не только являются субъектами об­щения, но и в общем выполняют функцию социально-психологичес­кого стимулирования, создавая соответственно благоприятный или негативный моральный климат в коллективе.

Стимулы самоутверждения относятся к внутренним движущим силам человека, побуждающим его к достижению поставленных це­лей без прямого внешнего воздействия. Это самые сильные стиму­лы из известных, однако они проявляются только у наиболее разви­тых, честолюбивых, целеустремленных людей.

По способу воздействия на подчиненных стимулы подразделяют на поощрение и принуждение. Иными словами, наряду с поощрени­ями и поддержкой определенной деятельности стимулы могут блоки­ровать ее. К принуждению относятся замечание, выговор, строгий вы­говор, лишение премий, понижение в должности, перенесение отпуска, различные формы коллективного воздействия, увольнение.

Вы здесь: Главная Менеджмент Мотивационный менеджмент Лекция по мотивационному менеджменту