Лекции по административному менеджменту. Часть 2 — 6.6. Выбор оптимальной структуры управления организации

6.6. Выбор оптимальной структуры управления организации

Организационная структура управления — это целост­ная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и субъекта управления. Она отражает строение системы управления организацией, т. е. распределение подразделений фирмы по уровням управления в их взаимосвязи. В зависимости от соотношения уровней управления и структурных подразделений все виды органи­зационных структур можно разделить на две основные груп­пы. К первой группе относятся традиционные, или бюрокра­тические, структуры управления, ко второй — адаптивные, или органические.

Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональ­ной бюрократии таковы:

1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обя­занностей;

4) дух формальной обезличенности, характерной для вы­полнения официальными лицами своих обязанностей;

5) осуществление найма на работу в соответствии с ква­лификационными требованиями по данной должности, а не с субъективными оценками.

Главные отличительные черты бюрократического типа структуры управления — рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Макс Вебер считал центральным пун­ктом концепции — исключение смешения "человека" и "дол­жности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей, в ней работающих.

Бюрократические структуры управления показали свою эффективность особенно в крупных и сверхкрупных органи­зациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную чет­кую работу больших коллективов людей, работающих на еди­ную цель.

Основными видами бюрократических структур управле­ния являются линейная, функциональная, линейно-функци­ональная структуры.

Линейная организационная структура характеризуется тем, что руководители подразделений низших ступеней уп­равления непосредственно подчиняются одному руководите­лю более высокого уровня и связаны с вышестоящей систе­мой только через него.

clip_image020_thumb

Рис. 6.1. Линейная структура управления организации

Линейные структуры управления применяются в органи­зациях, состоящих из рабочих групп, выполняющих одина­ковые функции. При этом деление организации на группы производится по количественному признаку в соответствии с принципом диапазона контроля.

Функциональной структуры является то, что каждый руководитель имеет пра­во давать указания только по вопросам, входящим в его ком­петенцию, т. е. в рамках своей четко определенной функции.

clip_image022_thumb

Рис. 6.2. Функциональная организационная структура

Как показано на рисунке, заместитель директора по производству имеет право отдавать указания только по вопросам, касающимся производства продукции. Замес­титель директора по экономике осуществляет текущее ру­ководство экономической деятельностью предприятия. Началь­ник конструкторского отдела несет ответственность за раз­работку новых видов продукции. Начальник технологического отдела — за составление технологических процессов. Началь­ники финансового и планового отделов — соответственно за финансовую деятельность и составление текущих и перспек­тивных планов деятельности организации.

Линейно-функциональные структуры управления отличаются тем, что линейные руководители имеют право отда­вать распоряжения и принимать решения при участии функ­циональных служб.

Реальный переход к органическому типу структуры уп­равления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации, ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально просматривают характер взаимоотношений с другими компаниями.

Наиболее значительные различия между двумя типами структур управления показаны в таблице.

Сравнительная характеристика типов организационных структур управления

Бюрократическийтип

Органическийтип

Четко определенная иерархия (груп­повых или индивидуальных)

Постоянная смена лидеров в зави­симости от решаемых проблем

Система обязанностей и прав

Система норм и ценностей, форми­руемая в процессе обсуждений и со­гласований

Разделение каждой задачи на ряд процедур

Процессный подход к решению про­блем

Обезличенность во взаимоотноше­ниях

Возможность саморазвития, самовы­ражения

Жесткое разделение трудовых обя­занностей

Временное закрепление работы и функций за интегрированными про­ектными группами

К адаптивным можно отнести программно-целевую, мат­ричную и матрично-штабную организационные структуры.

Программно-целевая структура управления широко при­меняется в научно-исследовательских и экспериментальных организациях, создаваемых на временной основе для реше­ния какой-либо конкретной задачи или выполнения програм­мы.

Матричная организационная структура близка по сво­им свойствам к программно-целевой. Принципиальное отли­чие состоит в том, что проектная группа формируется ис­ключительно из работников организации, которые во время работы над заданием подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в ко­торых они работают постоянно.

Сама матричная структура управления представляет со­бой широкую сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в резуль­тате взаимодействия руководителей проектов с руководите­лями функциональных подразделений.

Сравнительная характеристика программно-целевой и мат­ричной организационных структур представлена на рис. 6.3.

а) Программно-целевая структура

clip_image024_thumb

б) Матричная структура

clip_image026_thumb

Рис. 6.3. Программно-целевая и матричная структуры управления

На схеме цифрами обозначены: 1 — руководитель проек­та; 2 — работники проектной группы; 3 — руководители фун­кциональных подразделений.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекции по административному менеджменту. Часть 2