Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 1.2. Возникновение административного управления. Теория администрации Файоля

1.2. Возникновение административного управления. Теория администрации Файоля

Возникновение административной школы управления главным образом связано с именем Анри Файоля (1825—1925), который является создателем так называемой теории адми­нистрации.

В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилберта, которые начинали свою карьеру про­стыми рабочими и акцентировали свое внимание на совер­шенствовании процесса функционирования организации, Файоль имел опыт работы в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. В течение тридцати лет (1888—1918) он занимал пост генерального управляюще­го крупной французской горнодобывающей и металлургичес­кой компании "Комамбо".

Основные положения концепции Файоля изложены в его работе "Общее и промышленное управление" (1916 г.). В ос­нове его воззрений лежит положение о том, что любое пред­приятие состоит из двух основных систем: материальной и социальной. Первая включает в себя производительный труд работников, а также средства труда и предметы труда. Вто­рая представляет собой взаимоотношения людей в процессе производства материальных благ.

Файолю принадлежит высказывание о том, что управ­лять — значит вести предприятие к его цели, извлекая воз­можности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Одной из основных целей административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя ко­торым, организация несомненно добьется успеха.

Файоль сформулировал 14 основных принципов управления:

1. Разделение труда. Целью разделения труда является повышение эффективности труда каждого работника в от­дельности и организации в целом. В основе разделения труда лежит специализация, необходимая для рационального ис­пользования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2. Полномочия и ответственность. В современных услови­ях этот принцип звучит так: полномочия должны соответ­ствовать ответственности.

3. Дисциплина. Предполагает выполнение достигнутых со­глашений между фирмой и работником. Одной из главных задач руководителя организации является установление со­глашений, связывающих фирму и работника, из которых воз­никают дисциплинарные формальности, т. е. правила пове­дения работников в конкретных ситуациях.

4. Единоначалие. Каждый работник должен получать рас­поряжения только от своего непосредственного руководите­ля. Этот принцип противоречит рекомендациям Тейлора, ко­торый считал, что рабочие могут подчиняться разным фун­кциональным руководителям.

5. Единство руководства. Все виды деятельности, пре­следующие одну и ту же цель, должны осуществляться

под руководством одного начальника и в соответствии с еди­ным планом.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ста­виться выше интересов предприятия. Интересы государ­ства должны быть выше интересов граждан.

7. Вознаграждение — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством при­менения методов мотивации.

8. Централизация — это рациональное применение кон­центрации и рассредоточение власти для повышения эффек­тивности управленческой деятельности.

9. Скалярная цепь (иерархия) — это цепь руководителей от самого высшего до самого низшего ранга. Следует по­мнить, что специфика современного управления требует на­личия наряду с иерархией широкой сети горизонтальных свя­зей. Единственной организационной системой, отвечающей требованиям этого принципа, является линейная организа­ционная система управления. Все остальные организацион­ные системы предусматривают наряду с вертикальными уп­равленческими связями наличие широкой горизонтальной сети для информационных обменов между подразделениями, на­ходящимися на одном уровне управления.

10.Порядок. Файоль подразделял порядок на матери­альный — "всему свое место и все на свое место" и соци­альный — "каждому свое место и каждый на своем месте".

11.Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым от­ношением администрации к подчиненным.

12.Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ве­дет к дополнительным издержкам. Текучесть кадров одно­временно является причиной и следствием плохого управле­ния.

13.Инициатива. Разработка плана и его успешная реали­зация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возмож­ность проявить личную инициативу и реализовать свой по­тенциал.

14.Корпоративный дух. Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников. Фай­оль обращал внимание на недопустимость использования в управлении принципа "разделяй и властвуй". Он подчерки­вал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система прин­ципов никогда не может быть завершена, напротив, она все­гда остается открытой для дополнений и изменений, осно­ванных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобще­нии.

Файоль разделял администрирование на шесть основных групп управленческих операций, к числу которых относятся:

1. Технические и технологические — изготовление гото­вой продукции.

2. Коммерческие — закупка сырья и полуфабрикатов, реализация готовой продукции.

3. Финансовые — привлечение и распределение заемных средств и инвестиций.

4. Охранные — обеспечение сохранности собственности предприятия и безопасности его работников.

5. Учетные — бухгалтерский учет и отчетность, инвента­ризация, аудиторские проверки и т. п.

6. Административные — управление персоналом.

Руководство вышеперечисленными операциями в совокуп­ности Файоль обозначал термином "общее управление". Од­нако основным предметом исследований были лишь админи­стративные операции. Остальные пять групп операций Фай­оль рассматривал исключительно как объект воздействия административной функции.

Любой процесс состоит из ряда взаимо­зависимых и последовательно сменяющих друг друга функ­ций. Заслуга Файоля состоит в том, что он разделил все функции управления на две основные группы: специфичес­кие и общие.

Содержание специфических функций определяется спе­цификой управляемого объекта. Например, для промышлен­ных предприятий характерны следующие специфические функции управления:

Общие функции отражают содержание самого процесса управления независимо от свойств управляемого объекта. К их числу относятся планирование (предвидение), организа­ция, мотивация, координирование и контроль.

Планирование — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для их достижения сред­ства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффек­тивные в конкретных ситуациях.

Организация представляет собой формирование структу­ры объекта управления и обеспечение его всем необходи­мым для нормальной работы.

Мотивация заключается в активизации работающих по­средством применения методов экономического и морально­го стимулирования.

Координирование представляет собой достижение согла­сованности в работе всех звеньев системы посредством ус­тановления рациональных связей между ними.

Контроль — это количественная и качественная оценка результатов работы.

Помимо пяти вышеперечисленных функций управления Файоль выделял еще одну — административную, которая имела одно принципиальное отличие, позволяющее рассмат­ривать ее обособленно. Административная функция имеет отношение только к управлению персоналом предприятия.

Для работы с персоналом большое значение имеют лич­ностные качества менеджера. Файоль разработал перечень таких качеств:

• физическое здоровье;

• интеллектуальные способности;

• моральные качества;

• образование;

• умение работать с людьми;

• компетентность в деятельности предприятия.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1