Лекция по античной литературе

7. Творчество Эсхила.

· Эволюция Эсхила-драматурга. Структура раннего творчества.

· Переработка мифического сюжета в «Прометее Прикованном».

· Трилогия «Орестея» и переработка в ней древних мифов.

· Вопрос о судьбе и личности в трагедиях Эсхила.

Годы жизни: 525-456 гг. до н.э. Эсхил тенденциозен. Он славит зарождение эллинской демократии, эллинской государственности. Эпоха победы в Греко-персидской войне — победу принесло единство, не государственное, а духовное — эллинский дух. Эсхил славит эллинский дух в своих произведениях. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров. Эсхил — утро эллинского демократизма. Написал 120 пьес. Эсхил имеет отношение к элевсинским жрецам и мистериям. Эпитафию Эсхил написал для себя заранее. Идеальный грек, гражданин, драматург и поэт. Тема патриотического долга. Эсхил — единственный трагик, пьесы которого ставили после его смерти. Трагедия «Просительницы» основана на мифах о данаидах — на этом примере он осваивает проблему брака и семьи. Каждой деталью трагедия Эсхила славит законы греческого полиса. Достоверно несовершенная пьеса. Парки и хоры, сменяющие друг друга, резко контрастны, зритель от этого в напряжении. Отрывок из трилогии «Персы» 472 год. Серединная часть — гигантский плач персидских царевен по павшим персам. Персы — достойный противник. Но они проиграли, так как нарушили меру, захотели слишком много дани с греков, попытались подорвать их свободу. Трагедия заканчивается мощным плачем — треносом.

«Прометей-огненосец» — первая часть.

«Прометей прикованный» — вторая часть.

«Прометей освобожденный» — 3 часть.

Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Блага цивилизации чреваты жертвами на пути.

Герои Эсхила молчат столь долго, сколько это возможно. Прометей приносит людям огонь знаний.

Вера в олимпийских богов у Эсхила поставлена под сомнение: Зевс несправедливо поступает с Прометеем, Ио.

Центр тяжести перенесен на героя, но герой не индивидуализирован.

«Фиванская трилогия», «Семеро против Фив» — борьба между сыновьями Эдипа за власть над Фивами. Попытка создать характер.

«Орестея» — 458 год до н.э. Каждая из входящих в трилогию драм — неотъемлемая часть целого. Судьба рода Танталидов — Атридов. Род — неделимое целое. Первая трагедия — «Агамемнон» — возвращение из-под Трои. Вторая трагедия — «Хоэфоры» — женщины, приносящие надгробные жертвы. Третья трагедия — «Эвмениды». Между действиями в первой и второй трагедии — 7 лет. «Эвмениды» — суд над Орестом. Эриннии по законам матриархата наказывают его. Афина — патриархальная богиня.

Эсхила занимают масштабные события и явления. Персонажи Эсхила монументальны. Нет будничности. Перипетия — переход от существующего к противоположному. Эсхилу трудно давалось действие — прием — смотр со стены.

Вы здесь: Главная Литература Зарубежная литература Лекция по античной литературе