Лекция по античной литературе

13. Ораторское искусство.

Исторические сочинения были очень громоздкими и дорогими. Это была элитарная литература. Постепенно на первый план выдвигается ораторское искусство и риторика. Лучшие образцы распространялись среди греков. Ценилось не только содержание, но и форма. Роль риторики огромна из-за народных собраний. Пособий было много, но одним из самых важных была «Риторика» Аристотеля. Согласно ему, риторика исследует систему доказательств в речи, ее слог, композицию. Риторика связана с диалектикой, наукой о законах человеческого мышления. В риторике Аристотель выделяет три вида речей: совещательные (политические), судебные и эпидиктические (торжественные). Наиболее важными были политические речи. Политические речи редко писались заранее часто были импровизацией. Мастер — Перикл. Речи его были полны ораторского пафоса, скорее всего он был хорошим психологом. Современник: «Слова, сказанные Периклом, застревают в душах слушателей, как жало пчелы, потому что сама богиня убеждения Пейто сидит у него на устах». Начало ораторскому искусству положили софисты. Крупный теоретик и учитель красноречия — Горгий из сицилийского города Лионтины. О нем известно мало. Был против Афин. 427 г. Горгия прислали для торжественной речи. Он первый придумал разделить речь на определенные части, противоположные по смыслу. Окончания этих частей рифмовались. Этот прием назвали «горгиевы риторические фигуры», а Горгию поставили золотой памятник. Представителем судебного красноречия был оратор Лисий. 445-380, был очень скромен. Написал 400 речей. Дошло 34. Лисий стилем своих произведений открывает полемику как следует писать. Стиль Лисия получает название аттический стиль красноречия. Его станут противопоставлять азиатскому стилю. Аттический — лаконичный, скупой, лапидарный стиль, нельзя выкинуть ни одного слова. Азиатский — пышный. «У Лисия нельзя выкинуть ни одного слова, а к речам Цицерона уже нечего прибавить». Исократ. Родился в 436. Тяготеет к торжественному красноречию. Создает первую в Греции школу красноречия, там учит профессиональному ораторскому искусству. Противник демократии. Искал варианты полисного строя. Идея: обратил взгляд на Македонию — Филипп Македонский. Исократ хотел при помощи войска Филиппа приобщиться к славе. Торжественные речи — панигири в честь Филиппа. Потом пишет речь Филипп. Он усовершенствовал горгиевы риторические фигуры, разделил речь на периоды и отработал композицию. Первая часть — предисловие, изложение содержания и цели речи. Чтобы привлечь внимание слушателей. 2 часть — изложение самого предмета речи, которое должно было быть осуществлено с предельной убедительностью. 3 часть — опровержение мнения противника. 4 часть заключение, которое должно было подводить краткий итог сказанному, напомнить слушателю основные положения речи возбудить гнев против противника и завоевать симпатии аудитории. Но Исократ сам не произнес ни одной речи, это привело к тому, что в его речах было необыкновенно затянуто предисловие. Его речи были скорее для чтения. Эту ошибку хорошо усваивает противник — лучший оратор Греции Демосфен. В отличие от Исократа он открыто борется против Македонии. Трагическая слава, погибнет непонятый. Это конец свободы Греции. Это единственный оратор, говоря о котором опускалось даже имя. Его жизнь начиналась плохо. 384. Его отец владел оружейной и мебельной мастерскими. Его дразнили за внешний вид. Отец был женат на скифянке. Отец умер. Опекуны расхитили все имущество. 16 лет судебный процесс, доказал свою правоту, но остался совсем без денег. Сначала не мог говорить из-за дефектов речи. Получал уроки дикции у актера. В отличие от многих политических ораторов тщательно готовил речи. Выступал против Филиппа — «гневные филиппики». В конце концов, Филипп захватывает Грецию. Филипп убит, Александр использовал это, чтобы выступить против Греции. Потребовал Демосфена. Демосфен бежал на остров Колабрию. Но греки послали за ним войско. До нас дошла 61 речь. Демосфеновский корпус/кодекс. Их делят на частные и политические. Тщательно готовился. Принимает Исократовские элементы речи, но предисловие делает кратким. Сейчас живы риторические вопросы. Они придают речи искренность, привлекают внимание слушателей. Очень любил метафоры, антитезы, но применял и олицетворения — диалоги от имени умерших, предметов. Любил фигуру умолчания. Оратор намеренно умалчивает о том, о чем ему нужно говорить. У Демосфена не было чувства юмора — смеялись только над его потугами.

Вы здесь: Главная Литература Зарубежная литература Лекция по античной литературе