Лекция по журналистике

Рынок распространителей и покупателей

Рынок распространителей. Он занимает положение между рын­ком продавцов и рынком покупателей. Сформировался лишь после ликвидации монополии в области распространения периодической печати, которой в советском Союзе владела Союзпечать. После распада Союза роль монополиста играла Роспечать. С вхождением СМИ в ры­ночную экономику в России начинают создаваться альтернатив­ные системы распространения печати. На рынке сейчас действуют десятки крупных и мелких коммерческих фирм, играющих роль посредников между редакциями периодических изданий, издатель­ствами и покупателями. Наряду с ними на рынке действуют и отделения Роспечати, превратившие­ся в коммерческие организации.

Спрос на рынке распространителей на их услуги вызвал и со­ответствующее предложение. Он быстро привел к специализации распространителей в связи с разнообразием видов их деятельнос­ти. Некоторые из фирм стали универсалами и предлагают обеспе­чить реализацию тиражей изданий всеми известными методами их распространения. Другие специализируются на каком-либо одном из этих методов. Одни распространяют издания на всей террито­рии страны, вторые — лишьв каком-либо ограниченном регионе, третьи — в определенных организациях и учреждениях.

Рынок покупателей. Главную роль на нем играют покупатели. острая конкурентная борьба между продавцами. У каждого средства массовой информации — свой целевой рынок покупателей.

Целевой рынок покупателей определяется особенностями СМИ.. Рынок покупателей разде­ляется на секторы, различия которых зависят в первую очередь от мотивации поведения и решения ее покупателя. Для многих потенциальных пользователей журналистской информацией решающее значение имеют экономические, финансовые причины. Малоимущий человек вынужден отказаться от покупки дорогого жур­нала и ограничиться приобретением дешевой газеты. Для других главным становится временной фактор.

Для большей части покупателей —их жизненные инте­ресы и информационные потребности. Различия этих интересов и потребностей зависят от многих факторов — демографических, социальных и других. В соответствии с этим формируются различ­ные целевые рынки покупателей: например, покупателей женс­кой прессы, журналов для детей, изданий для пенсионеров. Среди самых крупных — рынки покупателей по их увлечениям, рынки покупателей-специалистов.

Рынки покупателей различаются своими размерами и составом пользователей информацией. Относительно ограничен рынок покупателей печатных изданий. Даже крупнейшие общенациональные газеты не распространяются в некоторых отдален­ных районах страны. Большая часть тиражей ряда этих изданий реали­зуется в столице и ее окрестностях. Различаются и рынки пользовате­лей информацией различных каналов телевидения — передачи не­которых из них могут принимать лишь на части территории России.

Свои особенности и у рынка покупателей продукции инфор­мационных агентств. Ее покупают другие СМИ, поэтому состоя­ние этого рынка прямо зависит от ситуации на рынке периодичес­ких изданий. На рынке покупателей представлены и посред­ники — оптовики, способствующие распространению печатных изданий.

Растущий интерес у редакций вызывает международный ры­нок покупателей. Самый молодой и самый перспективный — рынок покупате­лей электронной информации.

Информационный рынок делится на две части — ресурсный рынок и собственно информаци­онный рынок. Первый охватывает все ресурсы, необходимые для производства журналистской информации. Каждый из них прода­стся на соответствующем рынке — финансовом, рабочей силы (тру­па), издательском и др.

Вторая часть — собственно информационный рынок — образует среду, в которой происходят покупка и продажа информаци­онного товара. Она представляет собой рынки информации и идей, периодических изданий, распространителей и покупателей инфор­мации. Каждый из них имеет несколько срезов. Один из срезов рынка периодических изданий связан с особенностями разных СМИ. Другой срез — территориальный — показывает систему, начинаю­щуюся местным рынком и заканчивающуюся мировым рынком периодических изданий.

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по журналистике