Лекция по журналистике

Рынок периодических изданий

Рынок периодических изданий. Именно здесь в постоянной конкурентной борьбе с другими изданиями решаются вопросы, связанные с существованием газеты.

Товар, который продают на этом рынке, предлагают в форме цельного издания — одного или нескольких номеровгазеты, журнала, телерадиопрограммы, информационного бюллетеня и т.п. Их производители-продавцы борются друг с другом за покупателей.

Побеждает сильнейший. Рынок периодических изданий имеет сложную многослойную структуру, сформировавшуюся в нескольких срезах. Первый из них определяется спецификой различных СМИ. В соответствии с этим рынок разделяется на несколько секторов. Один из них — рынок периодической печати (прессы). Вторым сектором является радиорынок. Он находится в состоянии относительной стабильности. Радиовещание охватывает огромную аудиторию, представляющую весь мир, идля ее расши­рения остаются весьма незначительные резервы. Быстрее всех развивался телевизионный рынок. Ис­пользуя свои уникальные возможности представления зрителям визуальной информации, телевидение быстро перехватило у прес­сы ряд ее важнейших функций и оттеснило ее в ту часть информа­ционного пространства, где телевизионные возможности оказа­лись недостаточными. Этот сектор рынка продолжает свое разви­тие, в нем создают новые компании и программы. Рынок информационных агентств. В Советском Союзе — ТАСС и АПН (Агентство печати «Новости»). Изменения — сотни негосударственных центральных и региональных агентств, работа­ющих на коммерческих началах и специализирующихся на различ­ных направлениях подготовки журналистской информации.

Второй срез рынка периодических изданий — его структура, построенная по территориальному (региональному) принципу

Первичной его ячейкой является местный рынок, охватывающий один населенный пункт. Он возникает даже при наличии одной-единственной газеты, может образоваться и результате распространения — подписки и продажи периодичеких изданий, доставляемых в этот город из других центров. Элементом этого рынка становится даже единственныйподписчик или постоянный читатель — покупатель газеты, живущий где-нибудь на одинокой ферме.

Объединение нескольких местных рынков приводит к образованию регионального информационного рынка. Его величина зависит от размеров территории, обслуживаемой данным периодическим изданием. Это может быть областной или республиканский рынок, действует уже множество различных СМИ Выходящие здесь периодические издания распространяются нередко и за пределами своего региона.

Наибольшие масштабы имеет общенациональный (федеральный) рынок. распространяться на всей территории России. На нем пред­ставлена вся система ее СМИ. Сердцевина общенационального рынка — столичный р ы н о к. Он вы­деляется не только своими размерами и качествами предлагаемой на нем информации, но и ролью столицы как исторического, культурно­го и крупнейшего экономического центра страны.

Проникновение информации за рубежи России привело к формированию информационного рынка большинства стран, входивших прежде в Советский Союз.

В конечном счете российский общенациональный рынок пери­одических изданий сейчас представляет собой часть мирового информационного рынок. Мировой рынок питается информацией, по­ступающей из множества различных источников, в том числе из национальных СМИ.

Третий срез рынка периодических изданий — структура, пост­роенная по языковому принципу.

Четвертый срез рынка периодических изданий — его сегмента­ция. О ней будет подробно рассказано в одной из последующих глав.

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по журналистике