Лекция по журналистике

Процесс концентрации СМИ

Конкуренция на информационном рынке приобретает все более острые формы и неизбежно приводит к концентрации средств массо­вой информации". Количество независимых периоди­ческих изданий непрерывно уменьшается. Самые крупные и силь­ные поглощают небольших и слабых: присоединяют, ликвидируют, разоряют. Стадии: 1) Концентрация СМИ в России началась в 90-х годах с появлением первых издательско — производственных объединений (ИПО).

Такое объединение обычно возникало там, где редакция имела свое издательство с типографией. ИПО "Литературная, газета». Вначале редакционное издательство, ведавшее типографией, отделилось от редакции. Они образовали ИПО, подразделения которого вступили в договорные отношения: редакция отвечала за подготовку номеров, издательство обеспечивало их выпуск в типографии. Обе стороны получали свою часть прибыли. В дальнейшем издательско-производственный комплекс полностью отделился от редакции, утвердил свою экономическую и правовую независимость, стал называться ИПО писателей. После этого выпуск «Литературной газеты» стал для ИПО лишь одним из заказов, которые он исполнял для многих периодических изданий.

Издательско-производственное объединение — лишь начальная форма установления тесных экономических связей между несколькими структурами. 2) Издательский дом, издательская или информационно-издательская компания — объединение нескольких редакций, выпускающих печатные периодические издания. Иногда в него входят книжная редакция и структуры, производящие разнообразную печатную продукцию. Им руководит его учредитель. Структура издательского дома нередко представляет собой холдинг.В этом случае вокруг главной — «материнской» компании или редакции создаются финансово зависимые от нее компании или редакции периодических изданий. Издательский дом «Коммерсантъ». Со временем структура издательского дома может усложниться, в ней возникают и подразделения, занимающиеся коммерчес­кой деятельностью.

3) концерн — это слож­ная форма объединения банков, промышленных предприятий, тор­говых, коммерческих фирм, печатных и аудиовизуальных периоди­ческих изданий, производств, обеспечивающих их бумагой и други­ми материалами, научно-исследовательских организаций и других структур.

Акционирование редакций периодических изданий активизи­ровало конкуренцию на информационном рынке и убыстрило процесс концентрации СМИ в России. Крупнейшие финансовые компании и банки не замедлили воспользоваться бедственным положением многих газет и журналов и, скупая их акции, превра­щали в свою собственность. Подобный процесс начался также на телевизионном и радиорынке.

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по журналистике