Лекция по журналистике

Журналистская информация как товар

журналистики — сильнейшее воздействие оказывает эко­номический фактор. Он влиял на определение ее целей и задач, формирование связанных с нею структур. роль журналистики в системе экономики — представляет собой одну из разновид­ностей производства. У него есть осознанная цель, к которой стремится производитель; последний пользуется своими средствами производства для обработки объек­та производства. В результате этого процесса происходит выпуск продукции, востребованной потребителем. Специфика — ЭТО разновидность духовного производства. отличается от материального производства. производитель— журналист — пользуется своими специфическими средствами производства, орудиями жур­налистского труда и применяет особые, характерные лишь для этой области деятельности, методы, способы и приемы. И объект, на который он воздействует, специфичен. Это социальная информа­ция, получаемая из разных источников. специфична продук­ция этого производства — журналистская информация. Она пред­ставляет собой социальную информацию, обработанную особым образом — с целью быстрейшего ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и сильнейшего воздействия на него.

Журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, создавае­мый с целью воздействия на сознание человека, изменения его представлений о мире или просто для лучшей его ориентации в тех жизненных ситуациях, в которых он находится. Но с другой стороны, эта информация поступает на рынок и становится товаром. Как всякий товар, она обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворять информаци­онную потребность его покупателя. Вторая означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара.

Различные СМИ в соответствии с их спецификой поставляют разные виды этого товара. Информационные потребности, возникающие у людей, заставляют их искать нужную им информацию и покупать ее носители. Так возникают рыночные отношения между производителями журналистской информации и ее потребителями. Начинается процесс обмена между ними, в ходе которого обе стороны удовлетворяют свои потребности. Потребитель получает сведения, знания и оценки, помогающие ему ориентироваться в действительности. Производитель информации — журналист получает не только деньги, но и компенсацию в другой форме — возможность духовного, идеологического воздействия, влияния на чи­тателя, приобретение им известности как автора, признание его профес­сионального мастерства. Вместе с журналистом денежную компен­сацию получает учредитель и владелец средства массовой инфор­мации, опубликовавшего произведение автора. Влияние, свя­занное с журналистской информацией, также оказывается това­ром, имеющим огромную ценность для представителей некоторых общественных групп — политиков, властных структур и др.

Журналистская информация выходит на ры­нок в виде определенной товарной единицы (номер газеты или журнала, текст заметки, репор­тажа, статьи или оригинал фотоснимка, которые может купить газетная редакция., программа в целом или отдельный сюжет, бюллетень, вестник, новостная лен­та).

На рынке начинается про­цесс обмена между производителями журналистской информации и ее потребителями. В ходе обмена каждый из них удовлетворяет свои потребности. Журналистская информация выходит на рынок в виде товарной единицы — законченного цельного произведе­ния: текста, иллюстрации, номера газеты или журнала, теле- или радиопрограммы, сюжета, информационного бюллетеня.

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по журналистике