Жанры периодической печати

Обзор печати

Обзор печати — аналитический жанр. Его название возникло в те времена, когда еще не было ни радио, ни телевидения. Сегодня правильнее было бы называть его обзором средств массовой коммуникации. Ведь он предназначен для анализа, рассмотрения определенных явлений и ситуаций, связанных со всеми видами средств массовой коммуникации, их оценки и конкретных рекомендаций.

Первые обзоры печати появляются в конце 17 века, когда у ученых, журналистов и издателей возникает необходимость сформулировать свое представление о роли и возможностях газет и журналов в жизни общества и познакомить с этим представлением своих современников. Вместе с тем, авторы обзоров сравнивают различные издания, их "лицо" и, как бы мы сегодня сказали, их типологические особенности, пересказывая характерные для обозреваемого издания, общественно значимые или сенсационные материалы. Таким образом, этот жанр преследует двойную цель: во-первых, воздействовать на развитие прессы, повысив ее идейную значимость, а во-вторых, познакомить читателей с наиболее значимыми, впечатляющими публикациями, вышедшими в различных изданиях.

Не случайно партийная печать во все годы своего существования официально отводит обзорам печати роль одной из чрезвычайно важных оперативных форм руководства средствами массовой коммуникации. Рецензируя публицистические произведения, обозреватель критикует идейно неверные, ошибочные, обобщает и распространяет передовой опыт общепартийной пропагандистской работы. Можно сказать, что этот жанр до недавнего времени более всех прочих был связан с распространением классовой идеологии. Исследователи печати отмечают, что по функциональному назначению обзор печати всегда был близок передовой статье: с его помощью в публицистической форме давались директивные указания средствами массовой коммуникации, а потому он часто печатался от имени редакции.

К сожалению, сейчас все реже и реже можно встретить в полном смысле слова обзор средств массовой коммуникации. Журналисты не утруждают себя строгим научным анализом таких явлений как печать, радио или телевидение, подменяя исследование причин пересказом основных новостей или рецензией публицистических материалов. Это связано не только с трудностями работы над обзором, но и с отходом от идеологизации средств массовой коммуникации. А ведь до сих пор устойчиво бытует мнение, что обзоры — это, прежде всего, оружие идеологической работы с прессой, радио и телевидением, политическая установка на борьбу с классовыми противниками и пропаганду завоеваний партии.

Если полистать учебники по теории публицистических жанров, то можно встретить преимущественно такую трактовку обзоров печати. И аргументируя свою точку зрения, исследователи ссылаются, прежде всего, на опыт классиков марксизма и публицистов ленинской школы.

Однако в последнее время задачи обзора средств массовой коммуникации значительно изменились. Печать обозревает радио- и телепередачи, а телевидение и радио рассказывают о публикациях в прессе отнюдь не для того, чтобы осуществить идейное руководство, — руководящая роль центральных изданий, как, впрочем, и сама идейно-политическая субординация средств массовой коммуникации, исчезла с развитием плюрализма. Поэтому сегодня этот жанр гораздо более сблизился с рецензией.

Итак, обзор печати — это критический анализ публицистических произведений за определенный период времени, оценка постановки проблем в средствах массовой коммуникации и знакомство аудитории с наиболее интересными или общественно значимыми материалами.

Здесь создается панорама событий или явлений, на основе которой исследуется совокупность социальных фактов действительности. Это не простой пересказ прочитанного, услышанного или увиденного. Журналист осмысляет верность, правдивость публицистического осмысления жизни.

Вы здесь: Главная Журналистика Жанры периодической печати