Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века

Пресса ГДР (1949 — 1990)

7 окт 1949 в восточной зоне была провозглашена ГДР, возглавляла которую Социалистическая Единая Партия Германии (СЕПГ) с газетой «Нойе Дойчланд». Существенное влияние на развитие журналистики оказала Si советской печати.

Печать СЕПГ являлась ядром СМИ ГДР. Теоретически органом ЦК СЕПГ был журнал «Айн Хайт» (единство). Большой популярностью пользовались т.н. «многотиражки» (производственные газеты), которые издавались партийными комитетами предприятий, гос. учреждений, вузов. Конец 70-х — 80-х — тираж более 2 млн.

В каждом из 15 округов ГДР 6 раз в неделю с воскресными приложениями выходили газеты, являвшиеся органом окружных комитетов партии.

В кон.89 — нач.90 гг произошли серьезные изменения в Si СМИ ГДР.

Процессы обновления затронули все звенья СЕПГ. Она перестала быть ядром Si СМИ ГДР. В 1990-е годы главной задачей СМИ ГДР была борьба за выживание. Этот преиод условно делят на 4 этапа:

1. Нач 1990 — выборы 18 марта 1990

Происходит демонополизация СМИ, отказ от диктата партии.

Радио, телевидение и Инф. Агентства объявили себя независимыми от гос-партийных структур.

2. 18 марта 1990 — 1июня 1990

В этот период последовало решение о прекращении партийно-гос. дотаций СМИ. В результате выросли цены на периодику.

3. 1 июня 1990 — 3 октября 1990

Появляются много совместных с ФРГ изданий.

4. 3 октября 1990 — 31 декабря 1991

Прекращение деятельности телевидения и радиовещания ГДР.

В феврале 1990 года по решению народной палаты был создан контрольный Совет по СМИ. Главной его задачей стала разработка закона о СМИ. В состав вошли представители всех полит. Партий, гражданских движений, церкви и гос-ва.

Современная пресса Германии (1990 — 1997).

Телевидение и Информационные Агентства.

В 1995 в стране выходило более 1600 изданий общим разовым тиражом в 25 млн. экз.

Основные типологические характеристики печати ФРГ:

1. Область распределения — предполагает деление на региональные и надрегиональные издания;

2. Периодичность — ежедневные — газеты, выходящие каждый день или 2-3 раза в неделю.

3. Адресат – пресса, подразделяется на качественную, массовую и бульварную.

Вся надрегиональная пресса — качественная. Исключение — газета «Бильд» — она традиционно — бульварная. Региональная — массовая.

4. Принадлежность изданий к той или иной информационной группе или издательскому концерну. Здесь эксперты выделяют 10 монополистов. За ними следует разрешение на отдельные газетные, журнальные и другие издательские группы.

Национальные издания:

· Зюддойче Цайтунг

· Франфурте Альгемайне Цайтунг

· Вельт

· Франкфуртер Рундмау

· Бильд

· Тагес Цайтунг

Как и в прошлые годы популярностью пользовались надрегиональные еженедельники. Самые популярные среди них:

· Цайт — 480 тыс. экз.

· Вохен Пост — 100 тыс. экз.

· Райнише Меркур — 100 тыс экз.

К популярным специализированным экономическим изданиям относится газета «Хандельсблатт» (130 тыс. экз.).

В Германии очень хорошо развита региональная пресса. Она имеет хорошую репутацию благодаря высокому качеству материалов. Крупнейшими из них являются:

· Вестдойче Альгемайне Цайтунг

· Зэксише Цайтунг

· Райнише Пост и др.

Регионализация публикуемой информации — один из главнейших признаков современной ежедневной немецкой печати. Процесс концентрации рассматривается учеными как негативный — он привел к развитию издательских групп, которые являются монополистами на региональном рынке.

Что же касается развития СМИ в Восточной Германии (бывшей ГДР) — ситуация на газетном ранке стабилизировалась и на базе этого происходит становление новой Si.

После воссоединения было принято решение о переносе столицы в Берлин. С этим связано воссоздание такого типа печати как столичная пресса. Популярны воскресные издания. Одним из характерных признаков становится именно увеличение количества воскресного выпуска и перехода выпуска ежедневной газеты на каждый день, включая воскресенье.

· Бильд ам Зонтаг

· Вельт ам Зонтаг

В настоящее время в ФРГ насчитывается 10 крупных газетных концернов:

· Аксель Шпрингер

· Ватс

· Штутгартер Цайтунг

· Грунер унд Яр

· Зюддойче Цайтунг

· Хольтцбринг и др.

Журнальный рынок поделен между 4 информационными магнатами:

· Бауэр

· Шпрингер

· Бурда

· Грунер унд Яр

Всего издается более 500 журналов тиражом в 126 млн.экз. По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы — 42%; общественно-политические или публичные — 19%; ведомственные — 14%; рекламные — 13%.

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века