Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века

Арабская журналистика

Общие тенденции. Печать.

В настоящее время арабский рынок СМИ — один из наиболее перспективных и динамично развивающихся в мире. Это происходит в силу следующих факторов:

· Наличие экономического потенциала

· Способность рынка инвестировать СМИ

· Политическая воля и социальная заинтересованность в активизации прессы и электронных СМИ 

Они выполняют не только информационную и развлекательную функции, но и политическую, являясь средством сплочения арабов. Арабские страны входят в Лигу арабских государств, основанную в 1945г. с целью защиты суверенитета ее членов.

Используются СМИ в качестве действенного инструмента формирования общественного мнения и влияния на идеологическую обстановку в стране. Руководство арабских государств достаточно эффективно решает задачи по сохранению идейно-политических основ своей власти, поддерживают атмосферу лояльности и общественного согласия.

В информационно-пропагандистской работе правящий режим арабских государств использует 2 канала передачи информации:

1. Официальная пресса, а также различные правительственные или близкие к ним издательства. 

2. Исламские СМИ

Зависимость некоторых арабских стран от США, Англии и Франции наносит отпечаток и на материалы изданий.

Особое место занимает женская пресса. Здесь она стала развиваться значительно позже, чем в европейских странах. Первое женское издание на арабском языке появилось на рубеже 19-20 вв. в Египте и Ливане. В настоящее время в странах Лиги Арабских Государств издается около 150 журналов для женщин. («Хава» (Ева), «Анхар» (Ручьи)).

Государственная власть многих арабских стран не проявляет должных усилий для устранения сохранившегося социального и бытового неравенства между мужчинами и женщинами.

Если на начальных этапах своего развития женская пресса способствовала развитию женского движения, укреплению общественного положения арабских женщин, то в последние годы достижения в этой области сведены к минимуму.

Т.о. специфика послевоенной арабской прессы обусловлена рядом факторов:

· Экономический (богатство — бедность) 

· Политический (терроризм) 

· Культурологический (влияние ислама) 

Первая арабско-язычная газета появилась в Египте в 1928г.- «Египетские вести». В настоящее время издается свыше 300 различных периодических изданий. В конституции декларируется абсолютная свобода слова. Но фактически власти осуществляют контроль за деятельностью прессы.

С 1875 г. стала регулярно издаваться газета «Аль-Ахрам» (Пирамиды), которая и сегодня остается крупнейшим периодическим изданием в арабском мире (тираж 600 тыс.экз). Это наиболее влиятельная газета в Египте.

В 1944 г. еженедельная газета «Аль-Ахбар» (Новости); еженедельная «Роз Эль Юсеф» - наиболее популярный литературный и общественно-политический журнал. В традициях журнала критика правительства.

Еженедельная газета «Аль-Ахам» (Люди) 1978 — рупор национально-прогрессивной партии (левая). Выступает за самостоятельный внешнеполитический курс стран.

На английском языке, совместно с США издается журнал «Каир сегодня». Вслед за Египтом издательская деятельность стала распределяться на весь арабский регион.

В Мали все СМИ находятся под контролем государства и правящей партии. Публикация рекламы не способствует развитию и укреплению, т.к. все доходы от нее поступают в гос.казну. Пресса печатается на французском и арабском языках.

Главной func СМИ Саудовской Аравии является пропаганда идей незыблемости существующего случая, исламской солидарности, верности корана и ислама. В отличие от других арабских стран, печать Саудовской Аравии практически не играет роли в формировании общественного мнения и не заостряет внимания на острых социально-политических проблемах. Такое положение объясняется:

· характером существующей политической Si (запрещены любые политические партии)

· однообразное содержание материалов на местные темы

· влияние мусульманских богословов на выбор тем

· материальным положением населения

· уровнем грамотности большинства населения

Большинство газет и журналов издается частными издательствами по лицензии правительства.

Популярные ежедневные газеты:

· «Аль-Биляд» (Страна) 25 тыс.экз. 

· «Лучезарная медина» 30 тыс.экз. 

· «Эр-Риад» выходит с 1965 г. на арабском языке; уделяет много внимания официальной хронике и правительственным сообщениям. Полностью отражает позицию руководства страны. 

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века