Лекции по истории журналистики 16-18вв. Часть 1
- Лекции по истории журналистики 16-18вв. Часть 1
- Возникновение периодической печати в России
- Санкт-Петербургские ведомости и Примечания к ним
- Журнал Ежемесячные сочинения
- М.В. Ломоносов и научная журналистика
- Газета Московские ведомости
- Петербургские частные журналы 1759-60-х годов
- Журналистика Московского университета в начале 1760-х годов
- Сатирическая журналистика 1769 года
- Сатирические журналы Н.И. Новикова
- Журнал Кошелек Н.И. Новикова. Борьба с галломанией
- Защита идей монархизма в журнале Собеседник любителей российского слова
- Друг честных людей или Стародум Д.И. Фонвизина
- Беседующий гражданин — издание Общества друзей словесных наук
- Традиции русской сатирической журналистики в журнале И.А. Крылова Почта духов
- Журналы И.А. Крылова и его группы
- Издания Н.М. Карамзина
- Основные тенденции развития русской журналистики 18 века
- Журналистика начала 19 века
- Журналистика Отечественной войны 1812 года
- Декабристское движение и российская печать
Беседующий гражданин — издание Общества друзей словесных наук. Публицистика А.Н. Радищева.
Ежемесячное издание. С января по декабрь 1789. Издавался Обществом Друзей словесных наук. Петербург. Общество возглавлял Антоновский, в прошлом студент МУ, участвовал в журнале «Вечерняя заря». А.Н. Радищев член этого общества. Статья в последнем номере журнала. Жанр беседы. «Беседа о том, что есть сын отечества». Связана с книгой Радищева. До этого он предположительно участвовал в журнале «Живописец». В целом, журнал кроме этой статьи малоинтересный. Скорее всего, цензура проморгала этот текст. Старается соблюсти жанр беседы. Начало утверждает, что не все сыны отечества являются патриотами. Потом объясняет, кто может быть патриотом, а кто нет. Развернутая характеристика русского крестьянства. Крестьянство не может быть патриотичным. Потом характеристика правящего класса — тоже не патриоты. Сатирические персонажи: Щеголиха, Корыстолюбец, Обжора-Чревоугодник. Наивная программа — не говорит, где искать патриотов, но говорит, что у них есть такие качества, как честолюбие, благонравие и благородство. Честь для Радищева — это естественное чувство, которое заставляет его развивать способности, заставляет любить других людей, подтверждается спокойной совестью. Масонские установки. Конечный вывод — самосовершенствование. Благонравный человек выполняет все общественные законы, скромен, служит отечеству в любых проявлениях. Благородство не зависит от происхождения человека, благороден тот, кто совершает мудрые поступки, разумный, заботится о пользе своей страны. Каждый должен стать лучше. Нравоучительный характер.
1790 в своей домашней типографии Радищев напечатал брошюру «Письмо к другу, начальствующему в Тобольске». Август 1782 — дата, описание открытия памятника Петру Великому в Питере работы Фальконета. Это журналистский отчет. Публицистический характер, антимонархические настроения. Некоторые считают, что Фонвизин участвовал еще в журнале «Утренние часы», в провинциальных изданиях в ссылке («Иртыш, превращающийся в Иппокрену»). С 1790 по 1797 Радищев проводит в Ильине. Возвращается только с правлением Александра. 11 сентября 1802 года принимает смертельную дозу яда.