История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Эллинистическая культура

Эллинистическая культура — это культура изысканных чувств и даже чувствительности. Порой в этой культу­ре нарушаются мера и гармония, и в искусстве проявляются такие черты, как жеманство, манерность, резонерство.

Культ индивидуализма и забота об изяществе в творчестве да­ют импульс развитию эпиграммы — краткого лирического стихо­творения.

Театр. Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» — комедии нравов Ме­нандра (342 — 291 гг. до н.э.) — посвящено жизни простых афинских семей с их заботами, повседневными проблемами, радостями и пе­чалями. Комедию Менандра, где была представлена частная жизнь, греческая публика не приняла. Она привыкла к героическим сюжетам и к иным героям. Но постепенно греки стали чувст­вовать себя в театре как дома, для них был понятен и приятен язык комедий, пропитанный поговорками и прибаутками: «Время ис­целяет любые раны», «Друзей и недругов надлежит судить одной мерой» и др.

Произведения Менандра были столь жизненны, что родилось высказывание: «Менандр и жизнь. Кто из вас кому под­ражает?»

Скульптура и архитектура. Те же чувства и настроения, темы и образы, кото­рые волновали поэтов и драматургов, и прежде всего внутренний мир человека, волнуют и скульпторов. Они создают реалистиче­ские портреты простых людей: рыбаков, пастухов, рабов, уличных мальчишек. Скульптура была способна выразить лирические и по­этические настроения (статуэтки из Танагры), передать живость бытовой сценки («Старик, вынимающий занозу из ноги», «Маль­чик с гусем» работы Боэфа).

Внимание художественной культуры к тончайшим настроени­ям и переживаниям человека удивительным образом сочеталось с увлечением крупными формами. Масштабность, монументаль­ность, гигантизм в художественной культуре призван был демон­стрировать мощь и богатство государства. Успешно решаются гра­достроительные задачи, города строятся в соответствии с «гипподамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные соо­ружения. В 353 г. до н.э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда — «мавзолей»), в которой соеди­няется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера. В Эпидавре по проекту архитекто­ра Поликлета Младшего (360 — 330 гг. до н.э.) возводится знамени­тый театр. На его каменных скамьях могли разместиться 10 000 зрителей, а блестящая акустика позволяла слышать голоса актеров с последнего ряда. Ученик Лисиппа, скульптор Харес, создает ста­тую бога солнца Гелиоса, высотой в 32 м, вошедшую в историю как Колосс Родосский. В то же время возводится Форосский (Александрийский) ма­як — произведение инженерного искусства. Его высота свыше 100 м.

В эллинистическое время в Пергаме возникает так называемый патетический стиль скульптуры, ярчайшим образцом которого яв­ляется статуя Ники Самофракийской (Родос, сер. III в. до н. э.).

Для площадей, храмов, общественных сооружений создается скульптура со сложной композицией. Особой славой пользовался монументальный алтарь Пергама, где была изображена битва бо­гов и гигантов. Автор изобразил победу богов — хранителей по­рядка и гармонии в природе и обществе, а в реальной жизни побе­ждали иные ценности. Готовится почва для нового этапа античной культуры, завершающего этот период истории человечества, — Римской культуры.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос