История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Петроглифы, мегалиты

Петроглифы, мегалиты

К числу наиболее распространенных памятников искусства неолита относятся петроглифы — изображения, высеченные на скалах и валунах под открытым небом. Большую часть из них со­ставляют анималистические сюжеты — изображения животных, служивших объектом охоты человека. Как правило, это рельефное изображение. Живопись на них не сохранилась из-за атмосферно­го воздействия. Такие «картинные галереи» существуют во многих местах планеты. Петроглифы эпохи неолита, бронзового и начала железного века встречаются на скалах Скандинавии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Италии, Ирландии. Обнаруже­ны они также в Африке, Австралии, Средней Азии, на Кавказе, в Крыму и в других районах мира. В России многочисленные пет­роглифы обнаружены на берегах Белого моря, Онежского озера, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.

К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников — мегалитов. Это менгиры — вры­тые в землю, вертикально поставленные каменные столбы высотой 4 — 5 м и более, стоящие отдельно или группами; дольме­ны — огромные, весом до нескольких десятков тонн, каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые каменной пли­той, служившие погребальными сооружениями эпохи неолита, бронзы и раннего железного века; кромлехи — культовые сооруже­ния, представляющие собой круговую ограду из каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их каменные плиты.

Наиболее известное и крупное сооружение этого типа — Стоунхендж (Англия) — имеет 90 м в диаметре и 125 каменных глыб ве­сом до 25 т каждая.

Ученые XX в. определили, что уже в эпоху неолита (VIII тыся­челетие до н. э.) дольмены не только имели определенную геомет­рическую форму, но и располагались в местах, которые позволяли им быть резонаторами космической энергии, определенным обра­зом воздействующей на людей. Само расположение дольменов свидетельствует о наличии композиционного центра, который со­единяет их в единое целое, что говорит о сознательном отношении к пространству.

Сделаны дольмены из кварца — материала, обладающего спо­собностью впитывать энергию космоса. Следовательно, человек первобытного общества обладал уже многими знаниями и исполь­зовал их в своей деятельности.

Мегалитические сооружения известны в Западной Европе (Англия, Скандинавия, Германия, Голландия, Франция), в Север­ной Африке (Алжир), в Палестине, в Индии, в Крыму, на Кавказе. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч. Одно­типный характер таких сооружений, одно и то же время их появле­ния — III–II тысячелетия до н.э. — и необычайно широкое рас­пространение наводят на мысль об имевших место однородных ве­рованиях, одной культурной традиции у многих народов, населяв­ших обширные районы земного шара.

Мегалитические сооружения явились прототипом монумен­тальной архитектуры. Уже на пороге возникновения первых циви­лизаций появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, что, в свою очередь, было связано с расслое­нием общества на классы, выделением знати, усложнением рели­гиозных представлений и религиозной практики.

Накопленные археологические данные позволяют проследить возникновение и развитие других видов первобытного художест­венного творчества: музыки, танца, театрализованного представ­ления, прикладного искусства.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет