История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Понятие и функции мифа

Понятие и функции мифа


В обыденном понимании миф — это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", «слово», "сказание". Секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Миф — это освоение и обобщение культурного пространства фантазийно-образными средствами.

Функции мифов

1) Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека;

2) Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества;

3) Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому

накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Мифотворчество — давняя культурная традиция. Такая дав­няя, что до сих пор существует масса гипотез о происхождении, историческом контексте и смысловой нагрузке мифа.

В исследованиях по мифологии условно можно выделить не­сколько подходов:

а) Мифы как способ объяснения мира, рационализация дейст­вительности (Р. Тейлор).

б) Мифы как продукт художественной фантазии.

в) Символическая теория мифов (Э. Кассирер).

г) Изучение мифов как особенностей первобытного мифоло­гического мышления (К. Леви-Строс).

Рассмотрим несколько подробнее символическую теорию мифа. Символика мифа, так же как и символика искусства, заключа­ется в том, что идеи и чувства выражаются условными знаками или предметами. Наряду с языком и искусством, мифология, как симво­лическая система, по-своему моделирует окружающую действи­тельность. Так, языческий пантеон древних греков, славян, ин­дейцев, других народов представляет собой олицетворение при­родных и социальных сил. За каждым из божеств закреплены оп­ределенные функции, и это делает жизнь людей предсказуемой и понятной. Например, в древнерусской мифологии бог Стрибог повелевает ветрами, Даждьбог — солнцем, Перун — громом и молнией, Велес — скотом. Более низкие по статусу божества свя­заны с хозяйственными циклами или сложившимися ко времени формирования мифологического сознания социальными и этиче­скими нормами, представленными такими выразительными по языку персонифицированными божествами, как Род, Чур, Доля, Горе-Злосчастье, Правда, Кривда и т. д.

Мифология праславян была в значительной мере утеряна в пе­риод христианизации язычества. Реконструкция основных эле­ментов славянской мифологии стала возможной только на базе вторичных источников. Такими источниками были: хроники и ан­налы на немецком и латинском языках; поучения против язычест­ва и летописи; сочинения византийских писателей; археологиче­ские данные (ритуалы, святилища). Например, хорошо известен знаменитый четырехликий Збручский идол из Польши. Этот па­мятник представляет собой каменный четырехсторонний столб, завершающийся четырьмя ликами идола, увенчанными одним го­ловным убором. Все четыре стороны столба покрыты изображе­ниями человеческих и конных фигур.

Особенности мифологического сознания присущи славянской системе мифологии в той же мере, что и культурным феноменам других этнических сообществ. Также, как и в других системах, су­ществует иерархия божеств, культовые мифы циклического вре­мени, символический образ мирового древа, дуалистический принцип жизни: Белобог — Чернобог, Николай Сухой — Нико­лай Мокрый, Перун — бог, отвечающий за огонь и за дождь, чет — нечет и т. д.

Мифы тесно связаны с магией и обрядом и вносят порядок и
контроль в жизнь сообщества. Именно это определяет логическое своеобразие мифов. Природные силы выступают в мифах в антропоморфном виде, иными словами, природа очеловечивается. Мифотворчество — один из универсальных, древнейших способов объяснения явлений природы и общественной жизни. Объясняя действительность, миф по-своему восполняет пробелы знаний. Так, мифы истолковывают смену времен года, болезни, использование огня, смену дня и ночи. В древнегреческой мифо­логической традиции эти явления объясняются соответственно сменой настроения богини плодородия Деметры, любопытством Пандоры, мужеством и бескорыстием Прометея, движением по небу божественной колесницы бога Гелиоса. Бушменский миф объясняет неравенство среди людей и раз­ницу в их образе жизни тем, что племя людей, живущих в пустыне, произошло от самых своенравных и непослушных обезьян, отка­завшихся подчиниться Великому Духу.

Таким образом, мифология — это совокупность произведений человеческой фантазии, содержащих в себе своеобразные объяс­нения фактов реального мира.

Мифы — неотъемлемая часть любой культуры. Наивное объяснение причин природных и социальных явлений создает впечатление глубокой архаики мифологического способа видения мира.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет