Лекции по истории европейского искусства

Храмы Афинского акрополя

(греч. akropolis, от akros — верхний и polis — город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее знаменит Акрополь в Афинах.

Храмы Афинского акрополя, который создаётся в V — IV вв. до н.э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже.

На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух их пристройках — крыльях находится библиотека и картинная галерея.

Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.

Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции, выражал идею общеэллинского единства.

Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Первоначально раз в год, а позднее —раз в четыре года по священной дороге от Афин к Ак­рополю тянулось шествие с дара­ми богине Афине и с одеждой для нее — пеплосом, который ткали лучшие афинские девушки, на­чинались так называемые Пана-финейские празднества в честь богини — покровительницы го­рода. Процессия проходила через парадный вход на холм — Про­пилеи (архитектор Мнесикл, 437—432 гг. до н. э.), состоящий из ионической колоннады между двумя дорическими портика­ми,— на площадь Акрополя. Справа от Пропилеи на выступе скалы Акрополя, на высоком постаменте стоял храм Нике (арх. Калликрат; 449—421 гг. до н э.), ионического ордера, с деревянной скульптурой богини Нике Аптерос (бескрылой) внутри. Это редкое изображение бескрылой победы. В поэтическом воображении греков богиня победы рисовалась изменчивой, легко перелетающей от одного к другому, и поэтому чаще они изображали ее крылатой.

Процессия направлялась от входа к центральному храму Акро­поля — Парфенону (архитекторы Иктин и Калликрат, 447—438 гг. до н. э.). Парфенон —периптер (70х31 м), окруженный 46 колон­нами. высотой 10 м, по 8 на портиках и по 17 на длинных сторонах. В Парфеноне соединены черты дорического (колонны) и иониче­ского (фриз основного объема здания — так называемый зофор) ордеров. Пентелийский мрамор его колонн, красный и синий цвета фронтонов и метоп, деликатно введенная позолота сообщали храму праздничность. Чувство пропорций, соразмерность всех частей, точность в расчетах делают Парфенон безупречным произведением искусства. Это творение, близкое и понятное человеку, соразмерное ему, вызывающее не только восхищение памятником, но и чувство уверенности в человеческих силах, возможностях и таланте.

Внутри Парфенона (в восточ­ной его части, ибо он был разде­лен на две половины) стояла из­ваянная Фидием 13-метровая статуя Афины-Парфенос, Афи­ны-Девы (447—438 гг. до н. э.), исполненная в хрисоэлефантинной технике. Афина представле­на в одеянии с изображенными на нем сфинксом и крылатыми конями. Правой рукой она опи­ралась на колонну, держа двух­метровую крылатую богиню Ни­ке, в левой руке у богини Афины был щит. Рядом со щитом Фидий поместил изображение громад­ного священного змея. Лицо Афины, руки, маска медузы Гор­гоны на груди были выполнены из слоновой кости, глаза —из драгоценных камней, одежда и оружие —из золота. Такой ее описал в древнем путеводителе Павсаний.

Фронтоны и 92 метопы Пар­фенона были украшены Фидием и его учениками, а также худож­никами старшего поколения. Скульптуры Парфенона в ясных и логичных образах, с глубокой поэтичностью и эмоционально­стью прославляли богиню Афи­ну. На восточном (сохранившем­ся лучше) фронтоне Парфенона Фидий изобразил «Рождение Афины из головы Зевса», на за­падном — «Спор Афины и По­сейдона за обладание Аттикой». В метопах восточной стороны — сцены битвы богов с гигантами, северной —падение Трои, юж­ной — борьбу греков с кентаврами, западной — битву греков с амазонками. Фидию, несомненно, принадлежал общий замысел; возможно, он исполнял рисунки, по которым высекали изображе­ния, и глиняные модели, но многое изваял в материале он сам, ему, вернее всего, принадлежит и окончательная отделка. Скульптуру Парфенона можно с пол­ным правом считать гени­альным творением Фидия. История Парфенона и его скульптурного убранства полна трагичности. В средние века Парфенон был превращен в христи­анскую церковь, затем ис­пользовался турками как пороховой склад. В XVII в. при осаде Акрополя вене­цианцами в Парфенон по­пало ядро и он был разру­шен. Многие скульптуры погибли. Большинство из сохранившихся рельефов в настоящее время хранит­ся в Британском музее в Лондоне.

Ансамбль Акрополя

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и

необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В настоящее время в Афинах запрещено строительство высоких домов, которые могли бы заслонить Акрополь. Эллинский Кремль царит над современным городом как свидетельством величия древнегреческой культуры, как памятник становления европейской цивилизации.
В наши дни здесь музей, произведения которого, пройдя через тысячелетия, не утратили своего значения и имеют огромную историческую ценность. Однако еще более значительны они с точки

зрения художественной. Мраморные храмы и скульптурные памятники древних Афин все ценители прекрасно признают недосягаемыми образцами искусства.

Акрополь, представляющий собой естественную скалу, возвышающуюся над уровнем моря и находящуюся примерно в пяти километрах от него, издавна являлся крепостью жителей этого района. Новый комплекс Афинского Акрополя несимметричен, однако в основе его лежит единая художественная идея, единый архитектурный замысел. Отчасти асимметрия подсказывалась неправильными основаниями холма, различной высоты отдельных его частей. В основе идейного замысла, принятого Фидием и сотрудничавшим с ним архитекторами, лежат: принцип гармонического равновесия отдельных сооружений в пределах всего комплекса и принцип последовательного раскрытия художественных качеств ансамбля в процессе постепенного обхода и обозрения

зданий.Симметрия всего ансамбля Акрополя достигается за счет асимметричного расположений зданий. Напротив Парфенона — маленький изящный храм Эрехтейон. Зато у входа, как на шахматной доске, справа — миниатюрный храм — беседка Ники Аптерос, слева — массивное здание пинакотеки.[1]

Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Здесь в этом замечательном комплексе греческими строителями было показано удивительное умение художественно связать сооружения между собой, и в то же самое время органически ввести их в природную среду, окружающий пейзаж.

Акрополь в последующие эпохи

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона, несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции, в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.), по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. П. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.


Вы здесь: Главная Искусство История искусств Лекции по истории европейского искусства