Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”

Площади и пешеходные пространства

Площадь — открытое архитектурно организованное, обрамленное зданиями и зеленью общественное пространство, входящее в систему других открытых городских пространств, к которым можно отнести улицы, проспекты, набережные, парки, скверы, бульвары, спортивные и игровые площадки, дворы и т.п.).

Любой большой город имеет исторически организованные и архитектурно-оформленные разнообразные площади внутри своей градостроительной структуры. В Москве, за многие века ее развития, такие общественные пространства тоже были сформированы и определенным образом функционально и иерархически оформлены в структуре города, достаточно ярко подчеркивая привлекательность и своеобразие его функционально-планировочного и архитектурно-пространственного устройства.

Площадь — один из основных и самых устойчивых элементов городской среды и планировочной структуры любого города, определяющий, как и уникальные или исторические здания, его индивидуальный, запоминающийся и неповторимый облик. Первоначально площадь проявила себя как открытое пространство, своеобразный «перекресток» с определенным набором функций, главная из которых — архитектурно организованное, как правило — пешеходное, общественное пространство. Это открытое пространство в самые разные времена и в разных странах служило главным местом непосредственного и прямого общения для городских жителей, на котором оглашались новые законы, где торговали, развлекались и собирались горожане для решения своих гражданских проблем. В основном площади возникали в структуре города в местах пересечения улиц, связанных с торговлей, либо на перекрестках городских улиц с основными дорогами, ведущими в другие города.

Площадь может иметь как геометрически правильную форму, так и различные сложные и неправильные очертания. Может быть по периметру закрытой или открытой. При создании площади учитываются размеры и объемы окружающих зданий и сооружений, ширина вливающихся улиц и магистралей, объем и характер транспортных потоков. Наилучшие соотношения высоты застройки зданий к ширине и длине площади принимаются соответственно 1:3 и 1:9. Обычно принимают соотношения ширины площади к ее длине от 1:3 до 1:1, а лучшими считают 1:1,5; 1:1,65; 3:4.

В современном градостроительстве площади делятся на два основных типа: пешеходные (общественные) и транспортные. Пешеходные (общественные) площади подразделяются на: главные, торговые, театральные, мемориальные, соборные, садово-парковые. Транспортные площади подразделяются на: привокзальные, предзаводские, предстадионные. Каждый из перечисленных типов площадей имеет свою специфику.

Самым ярким примером главной площади Москвы и России может служить Красная площадь — многофункциональное общественное пространство, где проводятся не только военные парады, отмечаются особо торжественные и государственные мероприятия, но и осуществляются различные культурные мероприятия от симфонических и рок концертов до ледовых шоу и хоккейных матчей. Только с недавнего времени эта главная площадь страны стала закрытой для сквозного проезда.

Большая проблема и беда Москвы сегодня — ликвидация многих известных и исторически ценных общественных площадей в центре города (площадей больших и малых, озелененных и окруженных разными интересными культурными и административными зданиями, с памятниками и монументами, с фонтанами и скверами). Из имеющихся на территории Москвы 120 площадей абсолютное большинство расположено в пределах Третьего Транспортного Кольца. За прошедшие годы «сталинской реконструкции столицы» и «хрущевской оттепели» многие исторические площади были ликвидированы или преобразованы, более трети площадей подверглись значительной реконструкции или «обновлению», а некоторые просто исчезли, как Собачья площадка на Арбате.

Процесс сноса и ликвидации известных городских общественно-пешеходных площадей продолжается и сегодня. Последние яркие примеры — ликвидация площадей у Курского, Киевского, а теперь и у Павелецкого вокзалов. Оставшиеся же центральные площади фактически превратились в транспортные развязки и автопарковки, где уже нет места пешеходам и туристам, ищущим безопасного места для отдыха и общения. Взглянем на Театральную — она словно разрублена напополам. Сквозной проезд, спроектированный самим О. Бове, превратился в русло транспортной реки, берега которой образуют уже две площади — Театральную и Революции.

В новых и новейших жилых, «спальных» районах с определенного времени вообще не планировалось, не создавалось и не благоустраивалось никаких городских площадей, которые могли бы стать общегородскими общественно-культурными центрами планировочных зон и территорий или общественными, культурными центрами местного значения. Такое явное пренебрежение одним из самых важных элементов городской градостроительной структуры сказалось на ликвидации адресной комфортности проживания населения, на их безразличном, а иногда и негативном отношении к своему району, его центру, которому в большинстве случаев недостает общественной, культурной составляющей. Достаточно внимательно рассмотреть целый ряд недавно построенных крупных жилых районов, чтобы убедиться в этом.

Огромная центральная кольцевая площадь-транспортная развязка в жилом районе «Марьинский парк» яркое доказательство такого профессионального пренебрежения и безразличия. Почему до сих пор градостроителям и архитекторам не удалось более наполнено функционально, планировочно и архитектурно оригинально и интересно решить благоустройство и озеленение этой большой пустующей площадки остается непонятным. Ведь рядом и внутри такого пустыря-развязки жителям этого района находиться просто неуютно и неприятно, а для проведения пеших прогулок, досуга, отдыха и небезопасно.

Согласно новому Генеральному плану развития Москвы функционально-планировочные, архитектурно-пространственные решения и благоустройство сохранившихся, существующих и новых городских площадей должны быть направлены на сохранение, воссоздание исторически сложившейся среды данного городского места или на ее новое создание в современных формах.

Понятие «пешеходное пространство» в равной мере относится к городским площадям, пешеходным улицам, пассажам, торговым и культурным площадкам, местам отдыха, скверам, бульварам, тротуарам и др. В различных комбинациях все они представляют целую систему интегрированных пространств пешеходного движения. При этом определяющими элементами пешеходных передвижений нередко выступают и природные особенности (рельеф, берега рек и акваторий, парковая зелень), функционирующие как особые объекты тяготения городского населения.

Пешеходные пространства и зоны в Москве, как правило, изначально формировались в пределах ядра исторической части города. Это могли быть улицы (Тверская, Старый Арбат), площади (Красная, Театральная, Болотная) скверы, сады (Александровский), парки, переулки (Столешников, Камергерский) или их системы (Бульварное кольцо), в пределах которых сконцентрированы различные объекты социального, культурного и торгово-бытового обслуживания населения.

Улица, предназначенная исключительно для пешеходного движения, является основным, очень часто используемым в градостроительной практике пешеходным пространством, как в городском центре, так и во всей городской структуре. Она формируется в результате стремления к созданию более спокойной и независимой от транспортного движения особой и безопасной городской среды.

В городе разветвленная система пешеходной зоны и составляющие ее пространства имеют свои параметры и габариты, обусловленные различным передвижением пешеходов и временем, которое затрачивается ими на это передвижение: обычно пешеходная зона занимает 15-20 га городской территории; наиболее длинный пешеходный путь — 800-2000 м.; оптимальная протяженность пешеходного пути составляет 600-1000 м. (это 10-15 минутная прогулка); ширина пешеходных путей — 7,0-15,0 м. (в старых городах); при ширине такой улицы 7,0-15,0 м. возможно двухстороннее восприятие домов, витрин и других объектов; при ширине улицы 25,0-40,0 м. необходимо оформить ее середину (фонари, витрины, скамьи, зелень в виде кустарников, цветников и газонов), поскольку пешеходы, прогуливаясь по улице, «привязываются» к одной из ее сторон и центральная часть остается свободной.

В последние годы горожан волнует постепенная ликвидация многих известных и исторически ценных общественных, пешеходных пространств в центре города (больших и малых площадей, пешеходных зон, садов, скверов, кольца бульваров, площадок, тротуаров и др.). Эти открытые уголки в последние 20 лет активно застраиваются, превращаясь в перекрестки, автопарковки, магистрали и дороги с интенсивным движением.

Нельзя считать градостроительной удачей и создание исключительно пешеходной зоны в Столешниковом переулке (переулок был пешеходным всегда), поскольку из этого когда-то оживленного уголка центра столицы вместе с букинистическими и книжными лавками, кондитерской, доступными магазинами промтоваров ушли и прежние пешеходы-посетители. Теперь это «мертвая» зона дорогих бутиков, в которых продавцов больше чем покупателей.

Таким же образом исчезают прежние функции, а потом и очень уютные и соразмерные человеку пешеходные пространства скверов Садового кольца, бульваров и площадей Бульварного кольца. При этом создаваемые пешеходные улицы и переулки в центре Москвы превращаются почему-то в «мертвые» зоны с дорогими магазинами-бутиками, ресторанами и почти полным отсутствием постоянных посетителей-покупателей, которым все это не по карману. Таковы теперь ГУМ, ЦУМ, Петровский пассаж, Тверская улица и ее ближайшие окрестности, а также многие другие, когда-то очень востребованные горожанами и гостями уголки московского центра.

Хаос и неудобство существующих пешеходных связей и потоков, отсутствие четкой пространственной дифференциации функциональных объектов на пешеходных пространствах в центре Москвы не позволяют обеспечить необходимый, комфортный уровень обслуживания населения, поскольку с одной стороны, растет «дневное» население центра столицы, а с другой — увеличивается неупорядоченное переплетение функций различных по режиму работы предприятий, многообразного движения деловых, потребительских, рекреационных пешеходных и транзитных автомобильных потоков вблизи крупных транспортных узлов и развязок.

Ширина тротуаров на многих московских улицах из-за плотно стоящих там припаркованных автомобилей не удовлетворяет современным требованиям комфорта и безопасности пешеходного движения, а также нормального функционирования объектов обслуживающей инфраструктуры города, что все вместе вызывает недовольство и справедливые нарекания жителей и гостей столицы. При этом острая нехватка пешеходных пространств, как правило, компенсируется использованием внутриквартальных территорий для транзитного передвижения через системы проходов, арок, дворовых пространств, пока совсем не приспособленных для этой цели.

Функциональное и архитектурно-пространственное решения и благоустройство пешеходных зон (площадей, улиц, скверов, бульваров и т.д.) должны быть направлены на сохранение, воссоздание исторически сложившейся среды данных мест или на их новое создание и конечно, на то, чтобы в любом случае обеспечить высокий уровень комфорта пребывания в этих зонах москвичей и гостей столицы.

Согласно материалам исследований, проведенных учеными и специалистами, одной из основных задач по современному сохранению исторически сложившихся пешеходных пространств Москвы является их комплексная реконструкция в новом окружении современной городской среды, а также гармоничное наполнение этих сохранившихся открытых пространств архитектурно организованными общественными функциями, почти утраченными в настоящее время.

Воссоздание, реконструкция и обновление еще существующих исторических площадей и пешеходных пространств в центре Москвы, а также создание таких благоустроенных общественных пространств в срединной и периферийной частях города — задача сегодняшнего дня и ближайшего будущего, заложенная в своих общих чертах и направлениях в новый Генеральный план развития города.

Вы здесь: Главная Искусство Архитектура Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”