Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”

Сохранение архитектурного наследия

Профессия зодчего направлена в будущее, но опирается на фундамент своего исторического, архитектурного наследия. Это наследие — одна из важнейших частей нашей отечественной культуры, обладающая огромным художественным, социально-этическим и патриотически-воспитательным потенциалом воздействия. По официальным данным за годы советской власти в Москве было уничтожено 2200 памятников истории и культуры, а в годы новейшей истории России город потерял только 20 таких объектов (фактически — может оказаться на порядок больше). Сейчас в Москве 6,5 тыс. федеральных и региональных памятников и еще около 20,0 тыс. объектов исторической застройки, под охраной — более 6,0 тыс. объектов культурного наследия.

На протяжении многих веков своего развития Москва неоднократно и за короткий срок меняла масштабы, этажность и стилистику своей застройки. Также стремительно развивается, изменяется столица России и в последние два десятилетия. В первую очередь это касается исторического центра города, где сегодня сосредоточены важнейшие столичные и городские функции. Происходящие здесь радикальные изменения в «градостроительной ткани города» оцениваются в городе по-разному. Приверженцами нового строительства являются, как правило, инвесторы, бизнес-менеджеры, коррумпированные чиновники строительной отрасли и практикующие архитекторы, заинтересованные в объемах проектных работ по уплотнению застройки центра. Иная позиция занята активной частью городской общественности — историками, искусствоведами, краеведами, деятелями культуры. Интересно, когда одно из обращений к властям города по поводу сноса в центре исторических зданий и утраты целых кварталов подписало более 3000 человек, только 2% из них оказались архитекторами.

Вместе с тем, процесс, в который вступила Москва на новом этапе своего развития — это процесс выхолащивания подлинной исторической городской среды практически по всем параметрам. И делится он на два этапа. Первый этап связан с кампанией начала 1990-х гг. по воссозданию утраченных в годы советской власти архитектурных памятников старины и православных святынь в чрезвычайно короткие сроки, что позволило отчасти восстановить исторически сложившуюся целостность в восприятии панорам и силуэтов центра Москвы. Однако это был пробный камень, определивший тенденцию и давший толчок беспрецедентной акции по массовой переделке архитектурного наследия. Второй этап, начавшийся с конца 1990-х гг. и длящийся по сей день, ознаменован уже массовыми сносами древних зданий, зачисткой исторической городской среды и ее ликвидацией как архитектурного наследия. Вместо повышения значения и материальной ценности древнего, уникального стала происходить парадоксальная девальвация и фальсификация ценностей отечественной культуры.

Кроме того, из-за нормативно-правовой неразберихи и грубых упущений в законодательных документах РФ «Об охране историко-культурного наследия» оказались отсутствующими точные определения понятий «городская среда», «памятник архитектуры», «реконструкция», «регенерация» и т.п. Это привело к тому, что решение проблем сохранения памятников архитектурного наследия, исторической городской среды стало подменяться бизнес-интересами, ценой земельных участков, отводимых под застройку и сносом якобы состарившихся объектов недвижимости.

Сегодняшние московские законы мало чем помогают сохранности отдельных объектов архитектурного наследия, сносимых бульдозером строительных фирм. А сохранение исторической городской среды, при отсутствии должной государственной юридической защиты от произвола властных и коммерческих структур, просто невыполнимо и практически невозможно. Недавние проекты регенерации Зарядья и результаты комплексной реконструкции исторических кварталов Сретенки, Трубной площади — ужасны. Они ничего не восстанавливают и не сохраняют. На Остоженке, где задумывалась застройка только 2-4-этажными домами, историческая среда полностью уничтожена. Здесь все поделили на лоты — и наш город получил еще одну переуплотненную, высокую жилую застройку с элитными, очень дорогими квартирами. В результате такого наглого и напористого бизнес-строительства оставшиеся архитектурные памятники отчуждаются или не учитываются в общих перспективах и визуально теряются. При этом главные градостроительные акценты смещаются, изначальные виды и панорамы перекрываются, искажаются, уродуются неожиданным появлением новых «шедевров» современной московской архитектуры.

В градостроительной ткани столицы идет и быстрый рост количества исторических зданий-воссозданий, зданий-новоделов, зданий–клонов, что создает дисбаланс в культурном пространстве города, постепенно выводит такую псевдо-историко-культурную городскую среду за рамки понятия «наследие» и обесценивает еще сохранившиеся в Москве подлинные памятники градостроительного искусства и архитектуры. Лефортово и Измайлово, вслед за «воссозданными» дворцами в Царицыно и Коломенском, ждут такого же скоростного «радетельно-радикального» вторжения-восстановления, результаты которого очень похожи на далекую от подлинника подделку-муляж или на аттракцион в городском парке отдыха. Эти факты вызывают обеспокоенность у специалистов-историков, краеведов, московских защитников архитектурного наследия, а также у их коллег из зарубежных стран, где всерьез озабочены безвозвратными утратами старинных зданий и разрушением целостности облика Москвы как исторического города, одной из самых крупнейших и древнейших столиц Европы.

Памятники истории и культуры, архитектурное наследие, их подлинность и судьба, прошлая, настоящая и будущая, тревожат истинных москвичей, всех кому дорога память о прошлом, дорого прекрасное. Наши представления о том, что необходимо сберечь, передать будущим поколениям, изменились коренным образом. Нас уже не устраивает сохранность отдельного здания, комплекса. Мы беспокоимся и думаем о сохранении городских ансамблей, улиц, кварталов, даже зон. Но…, как и прежде, не располагаем четкими, ясными и однозначными критериями и правилами отбора объектов архитектурного наследия. Уже давно настала пора более бережного отношения к еще сохранившимся в Москве и России культурным и архитектурным памятникам всех периодов отечественной истории, в том числе и к наследию эпохи авангарда, безоговорочно и всемирно признанному вкладу нашей страны в мировую культуру. Это должно быть применительно и к архитектурному наследию 1930-1950-х гг., известному как «сталинский ампир», и к знаковым архитектурным объектам 1960-1990-х гг. для достойного обеспечения полноценной «связи времен» между историческим прошлым, настоящим и будущим градостроительства и архитектуры нашего Отечества.

Вы здесь: Главная Искусство Архитектура Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”