Лекционный курс по предмету: Основы архитектурной композиции

ПОНЯТИЕ О ТЕКТОНИКЕ И ОПС

Подобно любой научной дисциплине теория компози­ции базируется на категориях, отражающих наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений. В композиции такими категориями являются тектоника и объёмно-пространственная структура (ОПС).

Тектоникой в архитектуре называют ху­дожественное выражение работы конструкций и материала. Тектоника таким образом влияет на художественный образ здания, вы­деляя структурные особенности и работу конструктивных элементов. Тектоника — есть зримое отражение работы конструкции и материала в архитектурной форме.

В зависимости от применяемых типов строительных конструкций, различают:

1. Тектонику стеновых конструкций

2. Стоечно-балочных и каркасных систем

3. Пространственных конструкций, в том числе сводов и куполов.

Эстетически осмысленная взаимосвязь объемного пред­мета с его внутренним и внешним пространством называется — объемно-пространственной структурой.

ТЕКТОНИКА СТОЕЧНО-БАЛОЧНЫХ СИСТЕМ

Стоечно-балочная конструктивная система — одна из са­мых древних. Как говорит само название, она состоит из вертикально поставленных стоек или столбов и опирающихся на них балок.

С древнейших времен при строительстве зданий в этой конструкции использовались в качестве стройматериалов де­рево, кирпич, камень, делающие эту конструкцию устойчивой. Позднее стали применять металл. С конца XIX века стали применять ж/б стоечно-балочные конструкции.

На основе стоечно-балочной системы возникла антич­ная греческая архитектура, которая получила свое закончен­ное художественное выражение. Здесь выработалась та систе­ма архитектурных форм, которая получила название ордера (ордер — от латин. слова «ordo» — порядок).

18. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

Каменная стоечно-балочная конструкция, сформиро­вавшаяся в Древней Греции и Древнем Риме, и получившая свое законченное художественно-образное выражение, называется архитектурным ордером. Основными элементами орде­ра являются колонна и архитравное балочное перекрытие, опирающееся на колонну. Большой вклад в теорию архитек­турного ордера внесли древние зодчие: Витрувий (1 век н.э.), а также Палладио и Виньола (XVI в.).

В архитектуре античной Греции были выработаны три разновидности архитектурного ордера:

1) дорический;

2) ионический;

3) коринфский.

- Позднее в римской архитектуре были дополнительно разработаны — тосканский и вариант коринфского ордера, на­званный сложным или композитным. И всего архитектурных ордеров стало пять: тосканский, дорический, ионический, ко­ринфский и сложный или композитный .

Вы здесь: Главная Искусство Архитектура Лекционный курс по предмету: Основы архитектурной композиции