История цивилизаций (Часть 2)

Исторические личности:

Ашока (273-236 гг. до н.э.) — царь из династии Маурья, один из наиболее известных государственных деятелей Др. Индии.

Бабур (1483-1530 гг.) — основатель государства Великих Моголов, потомок Тимура (Тамерлана); завоевал большую часть Северной Индии.

Бимбисара (554-493 гг. до н.э.) — царь государства Магадха; укрепил и расширил Магадху, которая при нём превратилась в ведущее государство Северной Индии.

Будда — имя данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 г. до н.э.), принцу царского рода в Северной Индии.

Гупта — династия, правившая в Сев. Индии с конца III в. до последн. четв. VI в.

Индира Ганди (1917-1984 гг.) — премьер-министр Индии в 1966-1977 гг., 1980-1984 гг; дочь Дж. Неру, один из лидеров партии Индийский национальный конгресс (ИНК); убита террористами.

Канишка (78-123 гг.) — царь Кушанского царства; подчинил всю Сев. Индию; его правление совпадает с расцветом экономики и культуры Сев. Индии и Ср. Азии.

Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948 гг.) — один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог; непосредственно руководил борьбой за независимость, после завоевания Индией независимости (1947 г.) выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит членом индуистской экстремистской организации; прозван в народе Махатмой («Великой душой»).

Самудрагупта (ок. 330-380 гг.) — правитель государства Гуптов; при нём империя включала почти всю Северную Индию.

Чандрагупта I Маурья (ок. 332-300 гг. до н.э.) — правитель Северной Индии, основатель государства Маурьев; после ухода Александра Македонского возглавил борьбу индийцев против македонцев.

Чандрагупта II Викрамадитья (ок. 380-415 гг.) — правитель империи Гуптов в пору её расцвета, когда Границы империи простирались от Бенгальского залива, до Аравийского моря.

Ключевые даты:

III-II тыс. до н. э. — древнейшие города в Мохенджо-Даро и Хараппа.

Конец II тыс. до н.э. — заселение Северной Индии племенами ариев.

Нач. I тыс. до н.э. — возникновение в долине Ганга государств Магадха и Кошала.

326 г. до н.э. — поход Александра Македонского в Индию.

184 г. до н.э. — конец династии Маурьев.

712 г. — завоевание мусульманами Синда и Мультана.

1206 г. — образование Делийского султаната.

1222 г. — первое вторжение монголов в Индию.

1498 г. – открытие морского пути Васко да Гамы в Индию.

1857-1859 гг. — восстание сипаев

1947 г. — предоставление Индии независимости.

 

Основные понятия:

Арии — индоевропейские племена населявшие Древнюю Индию.

Веды — древнейший памятник индийской религиозной литературы; состоит из 4 сборников (самхит): Ригведа, Самавета, Яджурвета, Атхарваведа.

Гана — общее название древнеиндийских племён, часто встречается для обозначения разного рода объединений корпоративного типа.

Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное М. К. Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения; основывалось на принципах: достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путем вовлечения в борьбу широких масс; идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам; борьба с кастовым неравенством

Даса — в Древней Индии название рабов.

Дравиды — название народов проживавших на территории полуострова Индостан до прихода туда арийских племён.

Индуизм — одна из мировых религий сложившаяся на территории Индии.

Махабхарата — древнеиндийская эпическая поэма, рассказывающая о борьбе за престол потомков царя Бхараты с их ста двоюродными братьями.

Каста (варна) – замкнутая, эндогамные группы людей, связанные единством наследственной профессии.

Рамаяна — древнеиндийская эпическая поэма, рассказывается о походе на остров Лапку (Шри-Ланка) царя Рамы с целью освобождения своей жены Ситы, захваченной злым демоном Равапом.

Санскрит — древнеиндийский язык.

Источники:

Джармашастра Ману (Законы Ману) (извлечение):

«…Кто овладеет знаниями Веды без разрешения учителя, тот виновен в краже Веды; он низвергается в ад…

…Тот дваждырождённый, который, не изучив Веду, прилагает старание к другому делу, уже при жизни идёт вместе с потомками к состоянию шудры…

…Ради средств к существованию не следует вести себя как обычные люди; надо вести жизнь брахмана — прямую, честную, чистую…

…Безукоризненное потомство у людей производится о дезукоризненных браков, достойное осуждение — от достойных осуждения, поэтому нужно избегать форм брака достойных осуждения…

…Гость, пришедший после заката, не должен быть выгнан домохозяином; вовремя он пришёл или не вовремя, пусть он в его доме не пребывает ненакормленным».

Джармашастра Яджнававалкьи (извлечение):

«При расхождении следует предпочесть показания большинства, а при равенстве тех, кто выделяется своими достоинствами…

…Если кто-либо заключает по своему желанию двухстороннее соглашение, следует составить документ со свидетелями. Первым в нём должно быть указано имя кредитора…

…Если кому-то нанесли удар без свидетелей, судебное дело следует рассматривать с учётом знаков (следов) обстоятельств и людских толков, нос опасением, что он сам нанёс себе ложные знаки».

 

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 2)