История цивилизаций (Часть 2)

3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.)

Иран при династии Аршакидов представлял собой могущественную переднеазиатскую державу. Его судьба складывалась иначе, чем царства Селевкидов, поскольку расположен он был далее к востоку от границ Рима и Византии. Эллинизация не затронула основы Парфии, хотя на юге и юго-западе были эллинистические города- полисы, созданные по образцу античных полисов и имевшие значительную долю в экономике. Распространение эллинистической культуры было поверхностным. Местная власть, опираясь на народные массы, упорно сопротивлялась греко-македонскому господству. На протяжении всей династии Аршакидов, несмотря на силу , могущественность и богатство государства, так и не удалось придти к единому монолитному государству. Мечты о наследстве Ахеменидов оказались несбыточными, поскольку парфянские правители не сумели выработать реформ и мер по укреплению государства.

В середине III в. до н.э. возникло государство Парфия, основанное предводителем кочевого иранского племени Аршаком. Располагавшееся вначале к югу от Каспия, это государство стало быстро увеличивать свои владения. Около 171 г. до н. э. царем Парфии стал Митридат I, при котором это государство превратилось в могущественную державу, ставшую наследницей политического могущества Ахеменидов и в какой-то степени их культуры. В царствование Митридата I Парфия начинает наступление на соседние государства. Он завладел Мидией, что открывало им путь в Месопотамию. В 141 г. до н.э. Митридат I занял Селевкию на Тигре, важнейший эллинистический полис в Месопотамии, и был признан царем Вавилонии. К концу царствования Митридата I Парфянская держава охватывала районы юго-запада Средней Азии, почти весь Иран и всю Месопотамию. К рубежу нашей эры Парфия превратилась в единственного крупного и сильного соседа Рима. Вскоре началась эпоха римско-парфянских войн.

Длительные римско-парфянские войны привели к истощению Парфии. Произошло постепенное ослабление внутренней стабильности, рост сепаратизма знати в провинциях- сатрапиях. Парфия была случайным конгломератом разнородных стран, народов и племен. Северная и северо-восточная ее часть, населенная иранскими племенами, была более отсталой, но представляла собой надежную базу воинственной группировки знати. Важную роль имела привилегированная элита кочевников-всадников, из которых состояло ядро армии и, которые были освобождены от налогов и повинностей. Средства на их содержание шли от обложения рентой-налогом и повинностями земледельцев, которые к тому же поставляли в армию отряды легковооруженных пехотинцев. Южные и юго-западные районы Парфии представляли собой образцы античных полисов, хотя были и города, принадлежавшие к восточному типу. Богатые античного типа полисы занимали ведущее положение в экономике и транзитной торговле, к тому же обладали немалой силой.

Основной хозяйственной ячейкой в земледельческих районах была сельская община. Царские земли составляли значительную долю земли в государстве. Имелись еще крупные земельные угодья, принадлежавшие парфянской и местной власти. Крупными владельцами земли были также храмы различных культов, обладавшие немалым количеством рабов. Источниками пополнения рабов служили войны и долговая кабала.

Сохранилось очень мало сведений о государственном устройстве Парфянского царства. Царская власть принадлежала Аршакидам, но узаконенного порядка престолонаследия не существовало, что приводило к ожесточенной борьбе за власть. Привилегированное положение занимали семь знатных родов. Большое значение имели совет из родовой знати при царе и совет жрецов. В войске главную роль играла конница, тяжелая и легкая. Пехота выполняла вспомогательную роль. В отвоеванных у Селевкидов областях осталась система деления на сатрапии. Во главе сатрапий стояли назначаемые царем сатрапы.

Парфянское царство было многоязычным государством: государственным был парфянский язык, близкий мидийскому, также были распространены греческий и арамейский языки.

Каждая группа племен, народность имели свои специфические черты в культуре и искусстве. Например в строительстве в разных регионах имелись свои отличия: на западе — обожженный кирпич и камень, на востоке — сырцовый кирпич. В парадном строительстве заимствованы греческие элементы. Множеством стилей отличилась и монументальная живопись. Единого стиля парфянского искусства не существовало.

В эту эпоху были распространены местные религиозные культы, среди которых выделялись культы солнечного божества, носившего разные имена. Наряду с этим божеством почиталась великая богиня плодородия, связанная с водой, что характерно для Востока, где плодородность почвы полностью зависит от орошения. Местные культы сливались с культом зороастрийских божеств.

Многоукладность усложняла управление и приводила к внутренней неустойчивости. Запоздалые попытки реформ в начале II в. не могли ничего изменить. Восстание одного из вассальных князей, правителя Персиды Арташира Сасанида, в условиях внешних трудностей и внутренней неустойчивости привело к падению Аршакидов. На смену парфянам к власти снова пришли представители персов, Сасаниды.

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 2)