История цивилизаций (Часть 3)

  ТЕМА 8. МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР

Учебные вопросы:

1. Зарождение ислама (VII в.).

2. Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.).

3. Расширение ареала Дар-иль-ислама и утверждение его как полиэтничного мира (X-XIX вв.).

4. Формирование новых социокультурных принципов мусульманского мира в условиях взаимодействия с западной техногенной цивилизацией (XIX-XXI вв.).

5. Материальная культура и экономическое развитие.

6. Социальная структура и институт семьи.

7. Техника, наука и искусство.

8. Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность.

1. Зарождение ислама (VII в.)

Аравийский полуостров, ставший колыбелью исламской цивилизации имел разные географические условия и его население, жившее независимыми общинами, вело разные виды хозяйства. Южная часть полуострова — это регион некогда цветущей цивилизации с богатым сельским хозяйством, основанным на ирригации. Западные районы Аравии представляют собой гористую и пересеченную местность, по которой издревле проходили сухопутные маршруты, связывающие с Египтом, Палестиной и Средиземным морем. Хотя большинство населения Западной и Центральной Аравии с древних времен занималось скотоводством, в римскую и раннехристианскую эпохи здесь существовали также достаточно крупные постоянные поселения, один из которых — Мекка — достигла положения важного центра торговли и регионального святилища и притягивала к себе множество торговцев и паломников. К VI в. здесь образовался растущий купеческий класс, оставивший старинный пастушеский образ жизни. Главной причиной процветания было смещение большей части торговли между востоком и западом к югу — на аравийские маршруты в силу непрекращающихся войн между Византией и империей Сасанидов. Этот процесс оказал огромное воздействие на трансформацию общественной системы, стимулируя приход в Мекку все большего числа людей и видоизменяя племенные и родовые типы взаимопомощи и политической власти.

Политические, социальные, экономические и культурные основы новой социальной организации были определены исламом, основателем которого стал Мухаммед (571-632 гг.), при жизни объявленный пророком.

Возникшее при преемниках Мухаммеда в результате грандиозных завоеваний государство — халифат — раскинулось на огромной территории — от границ Индии и Китая до Испании, распространило свою власть на многочисленные народы, страны и культурно-географические регионы. Многочисленные народы со своей неповторимой культурой, которые первоначально лишь подчинились завоевателям, в дальнейшем не только приняли ислам, но и самым активным образом участвовали в создании и развитии новой культуры, став частью мусульманского мира — Дар-иль-Ислама. Несмотря на культурное разнообразие народов, принявших ислам, мусульманская культурная система получила целостный характер. Большую роль здесь сыграли характерные особенности ислама, связанные с тем, что эта религия самым подробным образом регламентирует образ жизни, поведение, психологию и ценностно-мировоззренческие установки своих приверженцев. Их основы изложены в Коране, который выступает как «Слово и Откровение самого Бога, переданное через высшего и последнего из пророков — Мухаммеда».

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 3)