История цивилизаций (Часть 1)

4. Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.)

Ассирия занимала небольшую территорию в северной Месопотамии. По своему климату Ассирия резко отличалась от других регионов. Осенью шли дожди, зима была недолгой, но температура в декабре и январе нередко доходила до –14 градусов. Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. Естественные условия позволяли населению обходиться без крупных оросительных работ.

В отличие от Вавилонии Ассирия была бедной страной. Своим возвышением её первая столица Ашшур была обязана выгодному географическому положению: здесь пролегали важные караванные пути, по которым из Северной Сирии, Малой Азии и Армении доставлялись в Вавилонию металлы (серебро, медь, свинец) и строительный лес, а также золото из Египта, а в обмен вывозились вавилонские продукты сельского хозяйства и ремёсел. Постепенно Ашшур превратился в крупный торгово-перевалочный центр. Наряду с ним ассирийцы основали много колоний за пределами своей страны.

Для удержания в своих руках караванных дорог и захвата новых путей Ассирии надо было иметь сильную военную власть. Поэтому организации военного дела в Ассирии уделялось особое внимание.

В конце IX в. до н.э. ассирийцы часто вторгались в Вавилонию и постепенно захватили север страны. В 729 г. до н.э. Вавилония была захвачена полностью. Вавилонский царь стал править на правах вассального царя. Ассирия в это время становиться могущественным царством.

При Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до н.э.) в Ассирийском государстве изменилось отношение к населению завоеванных территорий: его почти целиком стали переселять на разоренные ранее другие территории. На место угнанных жителей пригонялись переселенцы из другого захваченного Ассирией района. Только небольшая часть населения, которой Ассирия считала возможным в известной степени доверять, включалась в ассирийское постоянное войско или просто оставлялась в прежнем положении. Завоёванные территории входили в состав Ассирии, а оставшиеся на месте или новые жители приравнивались к «людям Ассирии» или «людям страны».

Ассирийское государство, насильственно подчинив большую территорию, не имело достаточно сил, чтобы повсюду подавлять сопротивление масс рабов, если бы они были собраны в обширных хозяйствах. Местное население, среди которого расселялись пленные, тоже не было надёжной опорой для государства. Поэтому Ассирийское государство предпочитало расселять пленных небольшими разрозненными группами или даже семьями, по возможности объединяя в одном месте людей различного языка и происхождения. Но повседневный надзор за такими группами работников, разбросанными по различным частям державы, рабовладелец осуществлять не мог, и поэтому им предоставлялась известная доля самостоятельности. Они не имели личной свободы, не были собственниками средств производства (лишь иногда они имели для своих нужд небольшое количество скота, но и этот скот считался собственностью хозяина). Они должны были отдавать рабовладельцу большую часть продуктов своего труда.

Большинство пленных превращалось в государственных рабов, остальные продавались или раздавались частным рабовладельцам. Ряды рабов пополнялись не только за счёт пленных, но и за счет осуждённых, а также кабальных рабов, хотя долговое рабство имело меньшее значение, чем раньше.

Кроме рабовладельцев и рабов, существовали и лично свободные земледельцы, владевшие средствами производства. Однако и они в значительной своей части зависели от крупных рабовладельцев и должны были нести за них государственные повинности –строительную и воинскую. Строительная повинность, а частично и воинская, возлагалась и на переселенцев — рабов, но им не давали в руки оружия — они служили в обозе и являлись рабочей силой в сапёрных частях.

Особую роль в ассирийском государстве играло храмовое хозяйство. Храмы обладали большими участками земли и большим количеством рабов (иногда десятками тысяч). Число рабов пополнялось путём пожертвований от царя и частных лиц. Храмы не уплачивали общегосударственных налогов и не несли повинностей, напротив, они получали сами налоги со специально выделенных для этого земель.

Основная масса сельскохозяйственного населения, была связана внутри общины круговой порукой в несении повинностей и в уплате налогов; хотя рядовые общинники имели право владеть рабами, но в большинстве случаев рабов у них не было. В аналогичном положении находились и ремесленники, они были обязаны платить налоги и выполнять повинности. Ради выполнения этой обязанности ремесленники были организованы на военный лад — по десяткам, полусотням и «полкам».

Несмотря на внешние успехи, положение Ассирийской державы не было прочным. Во всей жизни населения Ассирийской державы сказывалось глубокое имущественное расслоение. Быт рабовладельческой знати стал значительно отличаться от быта ее предшественников времён Хаммурапи и ещё более ранних периодов.

Все трудовое население державы платило налог сельскохозяйственными продуктами, металлом и скотом и привлекалось к разнообразным царским повинностям — строительным, дорожным, оросительным. Часть людей привлекалась в армию в качестве рекрутов, а в случаях особо серьёзных походов всё лично свободное население, способное носить оружие, призывалось в ополчение; в обоз и сапёрные части призывались и рабы. Постоянные тяготы поборов и военных походов были крайне обременительны для жителей самой Ассирии. Состав ассирийской армии всё в большей степени пополнялся воинами из покорённых народов, что со временем сказалось на её боеспособности. Ассирийская рабовладельческая держава была создана силой оружия, держалась главным образом силой оружия и постоянно нуждалась в новых военных победах.

Около 660 г. до н.э. Ассирия находилась на высоте своего могущества, она даже приобрела Египет. Но, начиная с этого времени, нарастают события, которые затем привели Ассирию к быстрой гибели.

В пределах Ассирийской державы не было недостатка в людях, желавших ее уничтожения. Народы Передней Азии считали своими главными врагами ассирийскую знать (администрация жречество), военщину и городских купцов — маленькую группу людей, наживших неслыханные по масштабам того времени богатства и эксплуатировавших в своих интересах всё остальное население Ближнего Востока.

Однако постоянные военные успехи Ассирии вели к тому, что внешняя опасность стала недооцениваться господствующим классом, в то время как раздоры между его отдельными группировками усилились. Ассирийская армия, была переполнена чужеродными элементами, навербованными из среды всевозможных покорённых народов, что не могли не подрывать её боеспособности.

С другой стороны, длительная борьба с ассирийцами содействовала накоплению боевого опыта у их противников. Совершенство военной организации и вооружения, высокая техника осадного дела не могли долго быть монополией одних только ассирийцев. Вавилоняне, урарты, мидяне, эламиты усвоили ассирийскую тактику и военную технику. Важное значение имело появление в Передней Азии конно-стрелковых отрядов киммерийцев и скифов с их особой тактикой. Теперь для падения Ассирии был необходим лишь достаточно мощный военный союз ее противников.

В 626 г. до н.э. престол Вавилонии, который до тех пор занимал ассирийский ставленник, захватил халдейский вождь Набопаласар. К этому времени Ассирийское государство утратило контроль над большинством отдалённых от него областей. Ассирия терпит ряд военных поражений: в 615 г. до н.э. мидяне захватили Ашшур, в 605 г. до н.э. у Каркемиша ассирийские войска были окончательно разбиты вавилонянами.

Так окончилось существование Ассирийской державы. С этого времени Ассирия больше никогда не играла прежней политической роли. Ассирийский народ не был, однако, уничтожен в ходе разрушения Ассирийской державы. Потомки ассирийцев продолжали жить на тех же местах, но родной их язык (ассирийский диалект аккадского), с которым уже и раньше успешно соперничал широко распространённый в Ассирийской державе арамейский, был теперь полностью им вытеснен. Ассирийцы влились в общую массу арамеев.

В области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения. Наиболее важные строения возводились на высоких кирпичных платформах; все постройки сооружались из сырцового кирпича (обожженный кирпич и камень применялись, и то далеко не всегда, лишь для облицовки). Так как сырцовый кирпич — материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество пользовалось ограниченным числом приемов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам. Стены зданий были глухие, комнаты, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор. Известен был арочный свод, но обычно перекрытия были балочные, накатом; свет проходил через отверстия, сделанные в потолке или в стенах под потолком. При храмах важнейших божеств строились ступенчатые башни (зиккураты) несколько иной конструкции, чем в Вавилонии.

Центральным сооружением крупного ассирийского города являлся царский дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец представлял собой крепостное сооружение на высокой платформе. Широко применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы. Особенно известны ассирийские рельефы. Они высекались на больших каменных плитах, которыми облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов. Обычай изготовления рельефных плит был заимствован из Митанни или от хеттов; вообще в изобразительном искусстве Ассирии имеется множество элементов, восходящих к хурритскому и хеттскому искусству. Несмотря на то, что в изобразительном искусстве достижения ассирийцев были сравнительно невелики, оно всё же оказало немалое влияние на официальное искусство более позднего государства того же типа — Персидской державы.

Идейное содержание как искусства и литературы, как и в других странах древнего Востока, определялось религией. Важнейшее значение в религии ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и грозных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами. Всякий бог был богом-покровителем определённой общины или территории, были боги «свои» и «чужие», однако и «чужие» боги всё же признавались божествами. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, царём богов; мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию.

Официальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Вавилона, с той лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Мардуком. Религиозные представления опутывали каждый шаг ассирийцев. Сложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим носителем благополучия страны; это широко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственные дела.

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 1)