История цивилизаций (Часть 1)
- История цивилизаций (Часть 1)
- Тема 1 Основы курса
- 1.2. Формационный подход к изучению истории
- 1.3. Цивилизационный подход к изучению истории
- 1.4. Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода
- 1.5. Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода
- 1.6. Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории
- Ключевые даты и основные понятия
- Таблица «одновременных» духовных эпох
- Таблица «одновременных» эпох искусства
- Таблица «одновременных» политических эпох
- Тема 2 Древний Египет
- ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
- 2.2. Додинастический (IX-IV тыс. до н.э.) и ранний династический периоды (первая половина III тыс. до н.э.)
- 2.3. Древнее царство (вторая половина III тыс. до н.э.).
- 2. 4. Среднее царство (первая половина II тыс. до н.э.).
- 2.5. Новое царство (вторая половина II тыс. до н.э.).
- 2. 6. Поздний период (первая половина I тыс. до н.э.)
- 2.7. Духовная культура
- 2.8. Социальная организация
- 2. 9. Материальная культура
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 3 Междуречье
- 2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.)
- 3.3. Вавилонская держава (2000-1200 гг. до н.э.)
- 3.4. Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.)
- Исторические личности и ключевые даты
ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»
Учебные вопросы:
1. Цели и задачи учебного курса.
2. Формационный подход к изучению истории.
3. Цивилизационный подход к изучению истории.
4. Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода.
5. Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода.
6. Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории.
1. Цель и задачи учебного курса
В условиях международной интеграции и глоболизации важным фактором успешного развития становится формирование целостного представления о мире во всем многообразии его культурно-исторических форм, что позволяет осмысливать и эффективно решать стоящие перед человечеством проблемы в различных культурно-исторических и цивилизационных контекстах. В соответствии с этим одной из главных задач современного социогуманитарного образования является знакомство с историей разных цивилизаций, их сопоставление на основе критериев общечеловеческого развития, например, таких как развитие человеческой личности, научно-технический прогресс или идея социальной справедливости. Такой подход в ознакомлении с иными цивилизациями может способствовать выработке более толирантного отношения к ним, а также преодолению этноцентристских представлений о культурно-исторической исключительности собственной страны или народа.
В данном учебном пособии раскрывается история тех обществ, которые в современной научной литературе, как правило, рассматриваются в качестве основных цивилизационных единиц мировой истории. Это и цивилизации, завершившие свое существование в прошлом (Древний Египет, Междуречье (Месопотамия), Древний Иран, Античный мир), и цивилизации, история которых продолжается по настоящее время (Индия, Китай, Мусульманский мир, Европейский мир).
Курс «История цивилизаций» предназначен для реализации требований «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в качестве дисциплины, относящейся к региональному (вузовскому) компоненту.
В результате изучения «Истории цивилизаций» специалист должен:
- иметь систематизированные представления об основных концептуальных подходах к истории, сущности и особенностях цивилизационного подхода к анализу исторического процесса;
- иметь научное представление об историческом развитии разных цивилизаций, основных периодах их истории, достижениях, особенностях, роли и значении их в мировой истории;
- знать основные факты, даты, события и имена выдающихся личностей, представляющих историю цивилизаций;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся перспектив развития и взаимодействия современных цивилизаций.
Курс «История цивилизаций» предполагает взгляд на мировую историю на основе цивилизационного подхода, который является относительно новым для отечественной исторической науки, пришедшим на смену недавнему господству в ней формационного подхода. В этой связи необходимо кратко рассмотреть основные особенности цивилизационного подхода, его принципиальные отличия от формационного подхода, а также концептуальные различия, существующие в рамках самого цивилизационного подхода.