Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума

36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.

Экзистенциализм — «философия существования». Одно из самых модных философских течений в середине ХХ века. Выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего.

Задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций: озабоченность страх, сознание приближающегося конца своего бытия.

Отношение сущность « существование.

Экзистенциалисты говорят, что первично существование. Раньше (Аристотель, Августин) говорили, что первична сущность. Экзистенциальный страх перед небытием.

Мартин Хайдеггер (1880-1976)

Основатель немецкого экзистенциализма. Книга "БЫТИЕ И ВРЕМЯ" ознаменовала возникновение этого направления философии. Феноменологический метод (заимствован у феноменологии Гуссерля).

Феномен — "то, что себя обнаруживает", "самообнаруживающееся", "открытое", "себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Феномен сам по себе есть цель познания. Это не то же, что явление. Явление указывает на нечто, лежащее за ним — сущность, а феномен — на самого себя.

Экзистенции — сущность человеческого бытия.

Эзистенциалы — понятия, посредством которых Хайдеггер описывает структуру бытия человека. Он отличает их от "категорий", с помощью которых описывала бытие традиционная философия, начиная с Аристотеля.

Работа «Бытие и время». Основная мысль — о человеческом существовании как исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении о "бытии человека". Вопрос о смысле бытия забыт традиционной философией. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия (экзистенции), разума, чувств, воли. Структура человеческого бытия — "забота".

Составляющие единого феномена заботы (модусы времени):

1. бытие в мире" (модус прошлого),

2. "забегание вперед" (модус будущего),

3. "бытие при внутримировом сущем" (модус настоящего).

Два способа существования человека:

1. Подлинный — перевес моментов будущего; направленность к смерти; осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только "перед лицом смерти".

2. Неподлинный — перевес моментов настоящего; "мир вещей" заслоняет от человека его конечность; бытие целиком поглощено своей средой, предметной или социальной; бытие склонно рассматривать себя как вещь; возникает так называемый объективный взгляд на личность; возникает феномен усредненности: "средний", простой человек ставится на место действительного человека и принимается за такового; индивиды полностью "взаимозаменяемы".

Человек вырывается за пределы неподлинного существования, ощутив "экзистенциальный страх". Страх — "основная настроенность" человеческого бытия. Этот страх не есть боязнь чего-то конкретного. "То, чего страшится страх, есть само бытие в мире"

Неподлинное существование влечет за собой также неподлинный способ философствования — метафизику. Истоки метафизики восходят к Платону и даже Пармениду. Метафизика мировоззренчески подготавливает новую науку и технику. Их цель — подчинение всего сущего человеку. Они порождают современный стиль жизни (урбанизация, массовая культура). Платон и Парменид: мышление — созерцание вечных реалий. Хайдеггер: мышление — «вслушивание» в бытие. Бытие нельзя просто созерцать — ему можно и нужно только внимать.

Хайдеггер определяет свой метод как герменевтическую феноменологию. Традиционная рационалистическая философия усматривала критерий истинности мышления в очевидности мыслимого, то Хайдеггер настаивает на том, что истинное мышление не руководствуется принципом очевидности. Надо преодолеть метафизическое мышление, вернуться к «истине бытия», к досократовской Греции. Это возможно, т. к. «забытое» бытие еще живет в самом интимном лоне культуры — в языке. Но и язык сейчас умирает, технизируется. Язык, открывающий истину бытия, продолжает жить, прежде всего, в произведениях поэтов. Предметом исследования позднего Хайдеггера становится главным образом поэзия.

В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще смотрел на Восток.

Карл Ясперс (1883-1969)

Настоящая философия — сам процесс философствования — размышления, в котором вопросы преобладают над ответами. В наше время невозможно возвести стройную философскую систему, а должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. Но при этом философствование дает нам шанс как-то осмыслить наше существование, наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой». Существование — прежде всего сознание, духовное бытие личности.

Тройственное членение бытия (и философствования):

1. Предметное бытие, существование, экзистенция, внешний уровень бытия, бытийное ядро личности. Экзистенция особенно сильно открывается человеку, когда тот осознает конечность своего существования. Именно тогда человек может открыть трансцендентный мир и осветить свою экзистенцию новым смыслом.

2. Прояснение экзистенции, озарение, осознание души.

3. Чтение шифров транценденции — глубинная задача философствования, осознание Бога.

Итог философствования — философская вера. Религиозная вера — основана на откровении. Философская вера — результат размышления. Вера не противоречит разуму, не есть иррациональное. Вера существует в единстве с разумом. Философская вера находится на границе между религиозной верой и научным знанием.

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Представитель французского радикального атеистического экзистенциализма. Главный философский труд — докторская диссертация "БЫТИЕ И НИЧТО" (1943г.). Воплощал свои философские воззрения в основном в художественных произведениях.

Отказ от рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма — существование предшествует сущности.

Онтология Сартра — противопоставление двух основных категорий

1. "Я" — "бытие-для-себя" — единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения. Всякая активность есть отрицание, негативность (отсутствие, неприязнь, отвращение, сожаление, рассеянность, тревога, беспокойство и т.д.).

2. "не-Я" — "бытие — в — себе". Абсолютная пассивность. Темный фон бытия.

Диалектика, как ее понимает Сартр, есть всецело негативная диалектика. Она воплощается в отрицании, негации, аннигиляции. "Человек есть существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность".

Человек обладает свободой воли Þ каждый человек несет ответственность за все, что твориться в мире. А где мера причастности?

Говорит о «пустом сознании». Это противоречит философской традиции. Непрофессионализм.

Вы здесь: Главная Философия Текстовые лекции Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума