Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума

11) Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Парменид

Диоген Лаэртский: Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же есть мысль и бытие». Мысль отождествляется с реальным объектом, например, абстрактное понятие точка — это конкретная точка, которая существует где-то в уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно вне времени и пространства.

Разум играет главенствующую роль в процессе познания, а чувства — подсобную. Истина основана на рациональном познании, а на чувствах — лишь мнение, а не истинная сущность. Не доверяйте чувствам, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

Демокрит

Древнегреческая мифология: боги — как люди, которые правят как цари; но есть богини судьбы — мойры, их волю не в состоянии предотвратить даже боги.

Случайность — это то, сущность чего мы не можем познать. Человек познает на уровне своих чувств (начало концепции сенсуализма) — это темное познание. От вещей истекают маленькие предметики, которые воздействуют на органы чувств. Но темное познание — это познание только мира случая (т.е. мира небытия). Светлое познание — это познание умом. Ум преодолевает темное познание, отталкиваясь от него для познания мира атомов.

Субъект здесь созерцатель, обладающий темным и светлым познанием. Он познает космос, который находится вне него (сам человек не включен в этот космос). Если включен, то только путем редуцирования к этому миру. По существу, Демокрит дает каркас построения научной теории. Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.

Сократ

Внешний диалог стимулирует работу внутреннего диалога. Исходный тезис: «Я знаю, что я ничего не знаю». Другой тезис, которому Сократ придал новое звучание: «Познай самого себя». У человека есть внутренний оппонент, который разрушает химерные построения и вынуждает двигаться дальше.

Теория познания Платона

Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

П. подошел к познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания — это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения.

Теория познания Аристотеля

Первые сущности — это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек — это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало — это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).

Уровни познания:

5. Эмпирия — самый низший — опыт;

6. Техно — умение, обобщение на пальцах;

7. Эпистемия — научное знание — знание ближайших причин связей и отношений;

8. Софос — знание конечных причин, основания мира.

Вы здесь: Главная Философия Текстовые лекции Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума