Конспект по философии для МЭФИ

18. Личность. Проблемы свободы и ответственности

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид.

Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития.

Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей.

Личность — существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда гово­рят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личнос­ти. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окру­жающих.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмо­циональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенности переработки ин­формации, т. е. в умении ставить проблемы и решать их. Своеобра­зие чувств может заключаться в чрезмерном развитии одного из них (интеллектуального или морального), в большой подвижности эмо­ций. Особенность воли проявляется в силе воли, удивительном му­жестве или самообладании. Оригинальность может состоять в сво­еобразном сочетании свойств конкретного человека, придающем осо­бый колорит его поведению или действиям.

Индивидом рождают­ся, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Классическая древность знала личную свободу только как противоположность рабству; всякий, не находившийся в состоянии рабства, этим самым признавался свободным, хотя его свобода подвергалась очень значительным стеснениям со стороны государства. Занятые борьбой за политическую свободу, древняя Греция и Рим вовсе не стремились к свободе личности в современном смысле этого слова, т. е. к независимости ее от вторжений государства в область чисто личной жизни.

Средние века, заменившие власть государства властью католической церкви, не содействовали развитию гражданской свободы, и личность по прежнему осталась бесправной. Только в новое время возникло стремление отграничить такую сферу для человеческой личности, куда вовсе не может вторгаться государство.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность.

Вы здесь: Главная Философия Текстовые лекции Конспект по философии для МЭФИ