Курс лекций для студентов не философских специальностей

Лекция № 13. ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

План

1.Глобальные проблемы современности: их происхождение, сущность, типология и пути разрешения.

2.Понятие ценностного отношения человека к миру: природа и сущность ценностей, их основные типы и роль в обществе.

1 вопрос: Глобальные проблемы современности: их происхождение, сущность, типология и пути разрешения 

XXI век продолжил общую тенденцию, которая сложилась в XX веке — тенденцию общего роста масштабов человеческой деятельности, которые приобретают или уже приобрели всеобщий характер, т.е. они становятся общезначимыми для всего человечества, носят глобальный характер.

Каковы же истоки глобальных процессов, которые сегодня происходят в мире? Очевидно, что основным его истоком является глобальность самой человеческой природы и сущности, выражающейся в её универсальности и изменчивости, "безбрежности способностей человека" (В.С. Барулин); его сознание, труд и творчество определяют, в конечном итоге, основные принципы глобальных процессов в мире).

Эта тенденция глобализации охватывает собой всё социокультурное бытие цивилизации, что, с одной стороны, ведет к сближению стран и регионов мира, а значит — к необходимости перестройки всей системы мировых общественных отношений (эта позитивная сторона глобализации обеспечивает то, что достижения человеческого разума становятся достоянием всего мирового сообщества), а с другой стороны, в ходе этого процесса возникают антагонистические противоречия, конфликты, которые порой разрастаются, что ведет к глобальному противостоянию (эта негативная сторона глобализации ведет к нарушению достигаемого паритета, а значит — нарушению гармонии в мире.

Если прежде человек был «включен» в противоречия и конфликты своей страны или региона, то теперь он встал как бы лицом к лицу с противоречиями всего мира. Оказалось, что для жителя, например, Украины, имели и имеют весьма важное значение конфликты в Югославии, Ираке, Афганистане и других регионах мира.

XX век и начало XXI в. обнажили и новые границы взаимозависимости отдельного человека и человечества. Эта взаимозависимость выражается в общности угрозы, которая стала реальной, для уничтожения всего мира. Эта угроза небытия как бы уравняла весь род человеческий и каждого отдельного человека в том, что каждая человеческая жизнь и есть основа бытия всего человечества. Другими словами, меняется содержание и понимание ценности самой человеческой жизни.

Вывод, который напрашивается сам собой, состоит в том, что глобальные проблемы, возникшие в мире по вине самого человека, должны быть разрешены самим человеком и всем человечеством в целом.

Что же собой представляют глобальные проблемы современности?

Как показывает реальный, конкретно — исторический опыт XXв., в современных условиях человечество столкнулось с совокупностью проблем общемирового характера, получивших название глобальных. Эти проблемы порождены противоречиями процесса общественного развития в целом и затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете, всех стран и народов. От их позитивного решения в значительной степени зависит благополучие нынешних и будущих поколений. Решить их силами одного государства или группы государств просто невозможно, ибо для этого необходимо мировое международное сотрудничество на основе абсолютно полного взаимопонимания и равноправия, уважения и суверенитета каждого участника переговоров на основе общепринятых норм международного права.

Авторы учебного пособия "Введение в философию" (под ред. Л.Н.Никитина) выделили три группы глобальных проблем современности: к первой отнесли — проблемы войны и мира разоружения, выживания; ко второй — проблемы использования достижений научно — техничного прогресса, демографические, развития образования, здравоохранения, культуры; к третьей — это проблемы, связанные с природными ресурсами, энергией, продовольствием, экологией (с. 98 — 99).

Актуализация глобальных проблем связана с возникшем на Западе так называемом "Римском клубе", президентом которого был известный ученый А. Печчеи, ныне покойный. Если с самого начала работа этого клуба носила позитивный характер, то затем он стал политизироваться, что привело к его деградации и исчезновению.

В целом, можно сказать, что глобальные проблемы современности чрезвычайно разнообразны по характеру и содержанию, глубине и последствиям.

Каково же происхождение глобальных проблем?

В социальной философии марксизма выделены две их основные причины. В XX в. они возникли: 1) в условиях "раскола" мира на две противоположные общественные системы; 2) в связи с растущей интернационализацией мировых хозяйственных, социальных, политических и культурно — духовных связей, с углублением международного разделения труда; 3) в связи с универсальной и изменчивой природой и сущностью самого человека.

Рассмотрим некоторые из них.

I. Одной из важнейших проблем глобального характера является проблема войны и мира.

В современный век главной опасностью для всего человечества является ядерная и термоядерная война. По сути своей ядерное и термоядерное оружие является аморальным, бесчеловечным, безнравственным… Оно указывает только на одно — насколько может быть глух и несовершенен, недальновиден человек или политик, от которого зависит приведение его в действие. Цивилизация уже в 60-х гг. XX в. стояло на грани ядерной войны между СССР и США. И только взвешенность и благоразумие Н.С. Хрущева и Дж. Кеннеди позволило избежать ядерной катастрофы.

Дорого человечеству обходились и обходятся войны, ибо они "уносят" миллионы человеческих жизней. К сожалению приходится константировать тот факт, что войны сопровождают всю историю человечества. С 3500г. до н.э. по настоящее время человечество жило без войн 300 лет. Остальное время в мире произошло 14 тысяч 530 войн [См.Барулин В.С. Социальная философия : Учебник. — М.: ФАИР — ПРЕСС; 2000.-C.524].

В XX в. масштабность войн была таковой, что они стали мировыми, ибо охватили собой целые регионы, континенты, десятки стран, в свое пекло вторгнули миллионы людей. Если в 1-й мировой войне приняли участие 38 стран, то во второй — 61 государство, т.е. 80% всего населения нашей планеты.

В XX в. локальные конфликты грозили перерости в мировые войны: американская война во Въетнаме, советская экспансия в Афганистане и нынешняя американская экспансия в этой стране, война США с Ираком и т.д.

Любая война является трагедией для человеческого сообщества, ибо несет человеческие жертвы. Так, в XVIIв. в войнах погибло 3,3 млн. человек, в XVIII в. — 5,5 млн. чел., в XIX — 16 млн. В XXв в обоих мировых войнах погибло 60 млн. человек (сюда входят не только военные, но и гражданские лица).

Можно констатировать тот факт, что в мировое сознание человечества вошла простая идея: от собственной деятельности людей, от их благоразумия или его отсутствия, от человеческой дальновидности или близорукости зависит сохранение человека, всего человеческого рода, всей цивилизации в целом.

Очевидно, что без формирования современного политического мышления, опирающегося на реализацию норм международного права, мышления, отличающегося уважением к людям и народам иного цвета кожи, иных взглядов или иной веры, а само международное право, окончательно очищенное от двойных стандартов — категорически и абсолютно объявляющего вне закона все войны и другие формы международного насилия.

Одной из глобальных проблем современности — является проблема экологическая.

Почему эта проблема стала глобальной?

На заре человечества, в условиях первобытного общества, существовало, хотя и примитивное, но все же единство человека и природы. Нарушилось это единство в связи с общественным разделением труда и возникновением частной собственности на средства производства, когда началось бесконтрольное и широкомасштабное воздействие человека на природу. Сегодня уже сама природа взывает к человеку, homo fabier, с мольбой о пощаде и защите. В свое время К.Маркс предупреждал: "Природа, если развивается стихийно, а не управляется сознательно, оставляет после себя пустыню".

В последние десятилетия в науке и философии появился новый термин "экология человечества". Само понятие "экология" в переводе с греческого означает "изучение собственного дома". Но для современного человечества таковым стала вся планета.

Следовательно, употребляя этот термин, мы имеем в виду проблемы изучения среды обитания как единого планетарного целого.

В истории нашей планеты экологические кризисы и катастрофы неоднократно потрясали биосферу, неся гибель многим живым видам и существенно изменяя генотип. Нас интересуют экологические кризисы, порождаемые самими людьми.

Большое значение для понимания рассматриваемой проблемы имеют работы В.И.Вернадского. Еще в конце XIX в. он начал формировать представления о путях дальнейшего развития биосферы. Согласно Вернадскому, весь лик нашей планеты обязан жизнедеятельности живого вещества. Жизнь — это следствие протекающих в природе процессов самоорганизации, закономерный этап развития Земли. Это же относится и к появлению человека; тем самым эволюция биосферы вступила в новый этап, обусловленный целенаправленной деятельностью человека. Он понимал, что человеку придется сознательно принять на себя ответственность за дальнейшую судьбу биосферы. Это является необходимым условием развития цивилизации.

Среда обитания человечества, управляемая научным разумом, была названа Вернадским ноосферой. Переход биосферы в ноосферу означает не только качественно новый этап развития человечества, но и новый период в эволюции Земли. Вернадский считал, что этот переход не может произойти автоматически. Человек всегда изменял окружающую среду в своих интересах. Одновременно он и сам адаптировался к её изменениям. До поры до времени все это происходило медленно и стихийно, но постепенно интенсивность воздействия человека на природу становилось все сильнее. А сегодня эта интенсивность приобрела угрожающие масштабы, ибо на повестку дня встал вопрос о всемирном потеплении. Недаром на Западе экологическую ситуацию в мире называют второй ядерной бомбой замедленного действия.

Без широкого, незамедлительного международного вмешательства и сотрудничества невозможно решить экологическую проблему.

Среди сложных глобальных проблем важнее место занимает демографическая проблема. В ней реализуется одна из необходимых функций любого общества — непрерывное воспроизводство населения. От того как оно воспроизводится, зависят рост или снижение его численности, изменение его состава по полу и возрасту и т.д.

В то же время демографические процессы влияют на экономическую, социальную, политическую, духовную жизнь общества.

После нескольких десятилетий в XX в. быстрого снижения смертности и роста продолжительности жизни, с середины 60-х гг. наступил процесс топтания на месте. В ряде случаев возросла высокая смертность мужчин работоспособного возраста, стало увеличиваться отставание нашей страны по показателями и смертности и средней продолжительности жизни от большинства развитых капиталистических стран.

Смертность детей в возрасте до 1 года у нас значительно выше, чем в странах Запада. Средняя продолжительности жизни никак не достигнет 70 лет. Если в США и Франции она составляет 75 лет, то в Японии приблизилась к 80 годам. Есть расчеты, которые показывают, что объем произведенного поколением за всю его жизнь богатства только из — за подобного отставания (без учета различий в производительности труда) снижается как минимум на 7 — 10%. А ведь это — десятки миллиардов гривен. Неужели мы так богаты, чтобы нести подобные потери?

Необходимо как можно скорее добиться восcтановления прежней устойчивой тенденции смертности и роста средней продолжительности жизни.

Если в 1991 г. На Украине проживало 52 млн. человек, то в настоящее время — 46 — 47 млн.

Главный упор надо сделать, и государство уже обернулось лицом к решению этой проблемы, на финансовую и социальную стимуляцию в решении этого вопроса.

Кроме того, необходимо принять законодательные акты, направленные на становление в нашей стране активного и сознательного отношения человека к сохранению своего здоровья и своей жизни.

Если же люди по — прежнему пассивны, безразличны к себе, разрушают свое здоровье алкоголем и наркотиками, трудно будет ожидать серьезных перемен. Промедление в решении этой глобальной проблемы — смерти подобно.

2 вопрос. Понятие ценностного отношения человека к миру. Природа и сущность ценностей, их основные типы и роль в обществе 

Важное место в философском осмыслении мира занимает проблема ценностей и ценностного отношения человека к миру. Все философы от античности до современности так или иначе в своих трактатах пытались адекватно понять сущность рассматриваемого отношения. С одной стороны, ценностное отношение человека к миру, связано, так или иначе, с миром должного, а с другой — ценностное осмысление мира всегда связана с миром сущего, т.е. сущностного понимания мира должного и его роли в системе познавательной и практической деятельности человека. Отбрасывая все условности, можно сказать, что И.Кант был тем философом, который наиболее остро поставил эту проблему в своих работах "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и предложил "свой" вариант её решения. Он четко показал, что так называемый "чистый" разум обеспечивает познание сущности бытия, сущего как такового, "практический" же разум обеспечивает познание ценностей бытия, должного как такового. Вывод, к которому пришел И.Кант сводится к тому, что практический разум, т.е. нравственное сознание становится доминирующим и определяющим по отношению к "чистому" разуму, т.е. к теоретическому сознанию. В результате он формулирует сущность так называемого "категорического императива" или нравственного закона, который должен стать основным принципом жизненного бытия каждого ученого, каждого человека. "Поступай так, чтобы максима твоего поведения стала всеобщим законом для других…" — вот его суть.

Очевидно, что ценностное отношение человека к миру в философии может быть понято через сопоставление противоположностей, таких как субъективное и объективное, положительное и отрицательное, добро и зло, сущее и должное…

"Ценность" как философская категория, имеющая универсальный характер вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х гг. XIX века. Это связано с немецким философом Г.Лотце, который в своих работах "Основания практической философии и «Микрокосм" четко ограничил мир явления и мир внутренних ценностей. Скажем, по его мнению, добро нельзя отнести к природно — естественным явлениям, а мир ценностей является "самым действительным из всего на свете". Кроме того, он указал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать.

Его заслуга состояла в постановке, но не в решении, вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное — в том, что само понятие "ценность" было введено в систему философских категорий.

На основе категориального статуса "ценности» сформировалась философия ценности или аксиология «как новый вид философской основной науки» (В. Виндельбанд). Другими словами, возникновение аксиологии связано с неокантианством и его представителями — В. Виндельбандом, Г. Риккертом, В. Наторпом и.др. «Ценность, — пишет В. Виндельбанд, — предполагает общеобязательность и носит во всеобщем, обязательное признание. Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: Высшие ценности эмпирической жизни — знание, нравственность, искусство — становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение". [В. Виндельбанд. Прелюдии. Философские статьи и речи. Спб.,1904.-С.298]. В этой связи, по его мнению, задача философии — постичь "общезначимые ценности», которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности;…она (философия) рассматривает их не как факты, но как нормы».

Другой представитель неокантианства — Г.Риккерт, в отличие от В.Виндельбанда, не сводил предмет философии к теории ценностей. Философия призвана "найти третье царство", в котором были бы объединены "мир действительности" с "миром транцендентальных ценностей" [Г.Риккерт. О понятии философии Книга 1 М., Логос, 1910.-С.43].

В конечном итоге, Г.Риккерт выводит понятие ценности из теории познания и логики. Поэтому задача философии состоит в истолковании смысла человеческой жизни на основе учения о ценностях. "Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической".

Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности (Г.Риккерт. Науки о природе и науки о культуре. — СПб.,1911.-С.128-129].

В конечном счете, по мнению неокантианцев и не только их, в понятии ценностей "схвачена" сверхпричинная, сверхиндивидуальная сущность бытия. Это, если хотите, сверхличностное хотение! Стремление к правде, красоте, нравственности и всему священному и святому.

Известный философ в области аксиологии М.С.Каган полагал, что в начале XX в. в западной философии все внимание философов было обращено внимание не на эпистемиологическую проблематику, а на аксиологическую.

Что же такое "ценность" как философская категория? Дело в том, что жизнь человека немыслима без целеполагания, т.е. постановки и реализации своих целей. Основой их зарождения являются интересы и потребности человека, которые распространяются на всю его жизнь, на определение её смысла, отдельных жизненных этапов и средств достижения конкретных целей. Целеполагания нет как в неорганическом, так и в органической природе.

Иногда, правда полагают, что компьютер есть воплощение или отражение искусственного интеллекта. Так ли это? Видимо, это скорее метафора, чем действительная разновидность интеллекта, ибо компьютер создан человеком, в него он вложил цель, а сам компьютер эту цель реализует. Деятельность машин носит целеисполнительный характер, а человека — целеполагающий.

В религиозном мировоззрении существует иная, нежели в философии, трактовка целеполагания: лишь Бог является единственным "полагателем" основных целей бытия, а человек — исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины — она (эта деятельность) носит целеисполнительный характер.

И все же, мы можем констатировать, что человек в своей жизни ориентируется на общепринятые в обществе ценности, идеалы, нормы и т.д.

Известный философ О.Г.Дробницкий (Россия) так определил понятие ценности. "Ценность" — это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную, предписательно — оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценности сознания.) К предметным ценностям он относил естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое знание научной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусств, предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания он относил общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, моральные принципы действий). [См. Ценность" Философская энциклопедия.- М,:1970.-Т.5.-С.462].

В конечном счете, большинство философов сходятся во имени, что не всякая значимость есть ценность, а значимость положительная, способствующая как физическому и духовному развитию индивида, так и в целом, общественному прогрессу.

Более того, утверждается, что главной, высшей ценностью является сам человек.

Итак, ценность — это не любая значимость, а та, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

Основные виды ценностей.

Частично я говорил об этом, когда писал о предметных ценностях сознания (объективных) и ценностях субъективных.

В литературе существует множество оснований, по которым классифицируют ценности. Так, В.И.Кириллов выделил такие группы или типы:

По субъекту (субъективно — личностные, которые формируются в процессе образования, воспитания и накопления жизненного опыта индивида; надиндивидуальные — групповые, национальные, классовые, общечеловеческие, которые являются результатом развития общества и культуры; по их роли в жизни человека и человечества утилитарные ценности (жилище и т.д.) и духовные, которые имеют самодостаточный характер и не нуждаются во вне ее лежащих мотивах: если утилитарные ценности определяют цели деятельности, то духовные — смысл деятельности человека [См.: Философия. Основные проблемы философии Гл. II — ( под ред. В.И. Кириллова) М., 1997].

Личностные ценности отражаются в сознании человека в форме ценностных ориентаций как отношений личности к социальным ценностям, выступающим в качестве норм поведения. Совокупность типичных ценностей, свойственных какой-либо социальной группе, называют социальным характером.

У человека, как и у коллектива, общества имеется много ценностных ориентаций (одни — менее существенны, другие — более существенны, есть мелочные и возвышенные и т.д.). Особое значение приобретают ориентации на высшие ценности — идеалы (личностные, социально групповые, идеалы доброты, красоты, справедливости и т.д.). Идеал — это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений, это "идеальный образ", определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса.

Процесс ориентации на ценности неразрывно связано с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию.

Оценки могут быть различными у разных индивидов, социальных групп, наций, государств.

Оценки — не вечны, а преходящи (в этом случае имеет место переоценка ценностей). Эта переоценка не есть некая вольная переориентация, не есть произвол (хотя субъективный момент всегда присутствует). Тем не менее переоценка ценностей в своей основе опирается на объективные факторы.

Если говорить, например, о развитии научного познания, то изменение оценок тех или иных концепций и теорий является закономерным явлением, обусловленным развитием самой науки и социальной практики.

Во второй половине XX в. произошла глубокая основательная переоценка ценностей. На смену традиционному обществу пришла компьютерная цивилизация, индустриальное общество сменилось постиндустриальным, модернизм — постмодернизмом. Современную цивилизацию сегодня потрясают экологические и климатические кризисы. Все это ведет к переоценке наших представлений о критериях прогресса, о сущности решения национальных и межгосударственных конфликтов и пр.

"Крутая" ломка идет в представлениях о ценностях в нашей стране. Их диапазон велик — от государственного устройства (президентская или парламентско–президентская модель) до структуры образования и здравоохранения (государственной или частной) и пр. Главное, что нас интересует — какие ценности победят в будущем?

Американский социолог и футуролог А.Тоффлер в предисловии к книге "Ценности и будущее" написал: «Перед человечеством сегодня открыты богатые и разнообразные возможности дальнейшего развития. Но какое будущее оно выберет, будет зависеть, в частности, от ценностей, которые определят процесс принятия им решений».

Вы здесь: Главная Философия Текстовые лекции Курс лекций для студентов не философских специальностей